Статьи 01.07.2016

Население в возрасте 50 лет и старше: проблемы и задачи государственной политики для поддержания уровня здоровья и качества жизни

Шрифт

В статье рассматривается актуальный вопрос поддержания уровня здоровья зрелого и пожилого населения в связи с тенденцией старения населения. Выявлена специфика оказания медицинской помощи пациентам в возрасте 50 лет и старше, а также приведены теоретические модели старения населения, сложившиеся в зарубежной практике здравоохранения, которые лежат в основе государственной политики, способствующей повышению социальной и экономической активности пожилого населения. Проанализированы медико-статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения старше трудоспособного возраста в России. По итогам работы сформулировать предложения для государственной политики в сфере здравоохранения для повышения уровня жизни населения РФ старше 50 лет.

 В основу статьи легли результаты эмпирического исследования, проведенного в 2016 г. в гг. Москва и Владимир в рамках проекта «Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста (категория 50+): потребности, удовлетворенность, модели потребительского поведения, взаимодействие с бизнесом и органами власти». Проект выполнен Автономной некоммерческой организацией «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

 Введение

Одной из отличительных характеристик современной социально-демографической ситуации в РФ является старение населения. Все большее число людей доживает до пожилого возраста, и перед государством стоит задача обеспечения благоприятных условий людям старше трудоспособного возраста для активной и здоровой жизни. Именно здоровье определяет качество жизни данной возрастной категории, трудоспособность, социальную и экономическую активность, вклад в развитие общества. Для разработки эффективной социальной политики, в первую очередь, в сфере здравоохранения, важно выяснить, наблюдается ли в старшей возрастной категории сохранение здоровья. Если люди проживают дополнительные годы здоровыми, то указанная демографическая особенность будет ассоциироваться с аналогичным ростом человеческих ресурсов, которые смогут вносить свой вклад в жизнь общества различными способами (например, благодаря более продолжительной трудовой деятельности, покупательской активности и т.д.). В связи с этим постоянный мониторинг состояния здоровья населения старше трудоспособного возраста и своевременное проведение профилактических оздоровительных и поддерживающих мероприятий являются важными факторами для реализации государственной политики в сфере здравоохранения.

 Интерес к проблематике здоровья старшего и пожилого населения и его влияния на поведенческую активность людей зрелого возраста сохраняется на протяжении ряда лет. К настоящему времени за рубежом накопился большой объем теоретических и прикладных знаний в этой сфере. В российской науке этому направлению также уделяется большое внимание.

 Трактовка и мониторинг состояния здоровья в зрелом возрасте существенно отличается от классического понимания здоровья, подразумевающего состояние, определяемое отсутствием заболеваний. Здоровье в зрелом возрасте характеризуется не абсолютно, а относительно с учетом динамики изменений в жизнеспособности индивида или окружающей среде, которые могут иметь существенные долгосрочные последствия. Так, состояние зрелого человека может сопровождаться стабильным течением сочетания нескольких заболеваний (коморбидное состояние), которое никак не влияет на его активность и жизнедеятельность.

 До сих пор в российской практике здравоохранения не был сделан акцент на разработке ориентированных на людей старшего трудоспособного возраста форм оказания медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях, не уделялось должного внимания проблеме взаимосвязи уровня здоровья в данной возрастной категории и поведенческой активности, в том числе и экономической, существующие механизмы профилактики заболеваний в виде диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров не работают достаточно эффективно для того, чтобы поддерживать здоровье на протяжении всей жизни. Публикации в отечественных научных и отраслевых изданиях по данной тематике лишь анализируют разрозненные медицинские статистические показатели в рассматриваемой возрастной категории, но не предлагают единого национального подхода для сохранения здоровья пожилого населения.

Цель данной статьи – выявить специфику оказания медицинской помощи пациентам в возрасте 50 лет и старше и оценить меры государственной политики в сфере здравоохранения для поддержания здоровья населения указанной возрастной категории.

 В настоящем исследовании мы ставили перед собой следующие задачи: познакомить читателя с теоретическими моделями оказания медицинской помощи пожилому населения, сложившимися в зарубежной практике здравоохранения; привести медицинские статистические показатели здоровья населения в возрасте 50 лет и старше на примере г. Москва; оценить первые результаты пилотного проекта в г. Москва «Ведение пожилых пациентов с множественными хроническими заболеваниями в амбулаторных условиях»; сформулировать предложения для государственной политики в сфере здравоохранения для повышения уровня жизни населения РФ старше 50 лет.

Международная практика поддержки здоровья населения в зрелом и пожилом возрасте: законодательная база и теоретические модели

Существует ряд обоснований для выделения государственных ресурсов на улучшение здоровья населения старше трудоспособного возраста, которые можно разделить на два больших блока. Во-первых, это содействие устойчивому развитию. Построение сплоченного, мирного, справедливого и безопасного общества невозможно без учета такой демографической особенности как старение населения и увеличение доли пожилых людей. Необходимо обеспечить пожилым людям возможность вносить свой вклад в развитие общества. Это может происходить различными способами от более продолжительной трудовой деятельности до воспитания будущих поколений. Включение пожилых людей в процессы развития способствует построению более справедливого общества, а исключение - способно нанести серьезный урон благосостоянию и продуктивности других поколений. Во-вторых, это экономическая необходимость адаптации к изменениям в возрастной структуре таким образом, чтобы минимизировать расходы, связанные со старением населения. Появляются методы экономического анализа последствий старения населения, но для получения корректных результатов при их использовании нужно владеть глубокими знаниями в области моделей социального поведения людей зрелого и пожилого возраста, их демографических и экономических особенностях поведения и т.д. Так, одним из наиболее широко используемых экономических показателей является коэффициент экономической зависимости пожилых, который определяется как соотношение между людьми в возрасте 60 лет и старше и трудоспособным населением. Использование данного коэффициента в качестве отправной точки для выработки политики может привести к акценту на расходы в связи с содержанием предположительно зависимых групп населения. При этом он не учитывает, что возраст не является достоверным показателем поведения, а лишь определяет уровень физиологического функционирования. Кроме того, все лица старше 60 лет в данной модели считаются иждивенцами, хотя по данным официальной статистики в РФ более трети пенсионеров являются участниками рынка труда.

В последние десятилетия авторитетные международные организации в сфере здравоохранения все чаще и чаще обращаются к проблеме старения населения и связанной с этим проблеме оказания медицинской помощи населению старше трудоспособного возраста. Так, в 2002 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала документ под названием «Активная старость: директивные рамки». Идея появления термина «активная старость» появилась как попытка соединить очень разнообразные области политики, оказывающие влияние на состояние здоровья пожилого населения. В директивных рамках подчеркивается необходимость принятия мер в различных отраслях и ставится цель обеспечить вклад пожилых людей в жизнь семьи и в экономическую деятельность. Также, ВОЗ определил шесть ключевых факторов активной старости: экономические, поведенческие, личностные, социальные факторы, медицинские и социальные услуги, физическая среда.

Кроме того, право человека на здоровую зрелость и старость утверждено в ряде других международных документов, которые являются составной частью международной законодательной базы в области прав человека. Так, в 2002 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций одобрила Политическую декларацию и Мадридский международный план действий по проблемам старения. В документе определены приоритетные области действий: участие пожилых людей в развитии; обеспечение здравоохранения и благосостояния в пожилом возрасте; обеспечение для пожилых людей широких возможностей и благоприятных условий. Также, в плане отмечен ряд ключевых аспектов, которые сохраняют свою актуальность и в 2016 г., а именно: укрепление здоровья и благополучия на протяжении всей жизни; обеспечение всеобщего и равного доступа к медицинским услугам; качественная подготовка медицинских специалистов; предоставление надлежащих услуг пожилым людям с инвалидностью; недопущение пренебрежительного отношения, злоупотреблений и насилия в отношении пожилых людей.

Кроме термина «активная старость» в научных и политических кругах широко применяется также и термин «здоровое старение». При этом отмечаются широкие разногласия в отношении содержания этого термина. Использование этого выражения в прямом смысле (отсутствие заболеваний) проблематично в отношении зрелого и пожилого населения, так как у многих пожилых людей может быть одно или несколько заболеваний, которые легко контролируются и мало влияют на способность к функционированию. Именно поэтому при формулировании цели стратегии общественного здравоохранения по проблемам населения старшей возрастной категории ВОЗ рассматривает здоровое старение как более целостное понятие с привязкой к жизненному циклу и с точки зрения перспектив в плане функционирования человека. В данной работе мы будем придерживаться классического определения здорового старения, данного ВОЗ, - процесс развития и поддержания функциональной способности, обеспечивающей благополучие в пожилом возрасте.

Модель здорового старения можно описать, как взаимодействие двух блоков – индивидуальной жизнеспособности человека и окружающей среды (рис. 1). Связующим звеном между этими сегментами является функциональная способность – связанные со здоровьем характеристики, которые определяют активность жизнедеятельности.


Рис. 1. Структура модели здорового старения
Составлено по: Peel N., Bartlett H., McClure R. Healthy ageing: how is it defined and measured? // Australasian Journal on Ageing. 2004. Mar. Vol. 23. P. 115–129

Рассмотрим более подробно каждый из блоков:

Индивидуальная жизнеспособность представляет собой совокупность всех физических и психических особенностей человека, а именно:
⦁    Генетическая наследственность;
⦁    Характеристики состояния здоровья (возрастные тенденции, связанные со здоровьем особенности поведения, характеристики и навыки, факторы риска развития заболеваний, болезни и травмы, более широкие гериатрические (старческие) синдромы);
⦁    Личностно-психические характеристики (пол, этническая принадлежность, профессия, уровень образования, уровень благосостояния).

Характеристики окружающей среды включают в себя все факторы микроуровня и макроуровня внешнего мира, которые определяют условия жизни человека. К таким факторам относятся антропогенная среда, люди и их взаимоотношения, установки и ценности, социальная политика в целом и политика в области здравоохранения в частности и т.д.

Функциональная способность представляет собой итоговую комбинацию индивидуальных характеристик и условий окружающей среды и может быть положительной (если условия окружающей среды улучшают индивидуальную жизнеспособность) или отрицательной (в обратном случае). Например, функциональная способность может быть положительной, если пожилой человек с ограниченными физическими способностями по-прежнему обладает необходимой ему мобильностью, так как пользуется тем или иным ассистивным устройством и проживает вблизи доступного общественного транспорта.

Процесс здорового старения касается всех указанных блоков и имеет постепенный характер. Здоровое старение начинается с самого рождения и связано с генетической наследственностью. В то же время каждый рождается в определенной социальной среде, имея определенное социальное положение, которое определяет возможности и препятствия при доступе к ресурсам и, в частности, к получению качественных медицинских услуг. Далее по мере старения человек накапливает определенные повреждения и заболевания, которые приводят к общему уменьшению физиологических ресурсов. Именно в этот момент задача функциональной способности состоит в том, чтобы максимально нивелировать отрицательные последствия старения и обеспечить здоровую и активную жизнь. Резерв функциональной способности определяет жизнестойкость зрелого и пожилого человека.

Таким образом, модель здорового старения может служить основой для формирования государственной политики в сфере здравоохранения для поддержания здоровья пожилого населения с учетом сегментации пациентов по степени жизнеспособности и вытекающих из нее необходимых медицинских мероприятий.

Опыт России в реализации государственных мер по специфике оказания медицинской помои населения старше трудоспособного возраста

В настоящий момент в России назрела проблема поиска новых подходов к оказанию медицинской помощи населению старше трудоспособного возраста. Эпидемиологические данные подтверждают этот факт. Так, по данным официальной государственной статистики доля населения в РФ старше 50 лет неуклонно растет (рис. 2). Это говорит о том, что поиск новых форм оказания медицинской помощи пожилому населению должен стать приоритетным направлением государственной социальной политики России.
 

Рис. 2. Доля населения 50 лет и старше от общего населения РФ за 2005-2015 гг., %
Составлено по: Демографический ежегодник России. Статистический сборник. М., 2015.

Один из важнейших социальных и экономических показателей здоровья - это ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Россия значительно отстает по данному показателю как от «старых» стран Европейского Союза (к таковым относят страны, вступившие в Союз до мая 2004 г., - Германия, Великобритания, Франция, Италия и др.), так и от «новых» (к таковым относят страны, вступившие в Союз после мая 2004 г., - Болгария, Эстония, Литва, Латвия и др.) (рис. 3).
 

Рис. 3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России и странах Европейского Союза (ЕС) за 2005-2020 гг., лет
Источник: Стародубов В.И., Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство. М., 2015.

С 2006 г. ожидаемая продолжительность жизни в России начала заметно расти и в 2015 г. достигла 71,4 года. Тем не менее, она остается низкой – на 3 года меньше, чем в «новых» странах, и на 10 лет меньше, чем в «старых». При этом, в России сохраняется катастрофическая (одна из самых высоких в мире) разница между ожидаемой продолжительностью жизни у мужчин и женщин – 12, 5 лет в 2015г.

Заболеваемость – важнейшая составляющая комплексной оценки здоровья населения. Один из критериев качества медицинской помощи. Статистический учет показателей заболеваемости ведется медицинскими организациями ежегодно в форме №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики №355 от 21.07.2016 г. В структуре общей заболеваемости населения РФ старше трудоспособного возраста более трети составляют болезни органов дыхания и болезни системы кровообращения (рис. 4).


Рис. 4. Структура общей заболеваемости населения г. Москвы в возрасте 50 лет и старше по основным классам болезней в 2015 г., %
Составлено по: Форма №12 ГБУЗ «ГП №175 ДЗМ» и Форма №12 ГБУЗ «ГП №191 ДЗМ» за 2015 г., предоставленные Бюро медицинской статистики Департамента здравоохранения г. Москвы

При этом стоит отметить, что данные медицинской статистики по заболеваемости населения являются далеко не полными, так как они основываются на зарегистрированных в медицинских организациях фактах обращения за медицинской помощью, что происходит далеко не всегда. Зачастую у населения отсутствует мотивированное и развитое ценностное отношение к собственному здоровью и, как следствие, индивидуальное планирование сохранения здоровья. Результаты проведенных медико-социологических исследований свидетельствуют о том, что в поведенческих стратегиях населения в отношении к здоровью преобладает ориентация на самолечение и игнорирование медицинской помощи в случае болезни. В связи с этим выделяют три основных поведенческих модели:

⦁    Всегда обращаются за медицинской помощью: обращение пациентов за медицинской помощью при любом заболевании, оптимальная поведенческая модель, по экспертным оценкам такой модели придерживается 1/5 часть взрослого населения;
⦁    Обращаются за медицинской помощью только в тяжелых случаях: мягкая форма отказа от медицинской помощи, модель поведения свойственна 2/3 взрослого населения;
⦁    Практически не обращаются за медицинской помощью: жесткая форма отказа от медицинской помощи в любых случаях, ориентация на самолечение, модель поведения свойственна 1/5 части взрослого населения.

Так, по итогам проведенного эмпирического исследования при оценке самоанализа здоровья и удовлетворенности его состоянием выяснилось, что большинство респондентов возрасте старше 50 лет оценивают уровень своего здоровья как «среднее» (средний балл – 5,34). При этом 35% опрошенных уверены, что не имеют хронических заболеваний, или не знают вовсе, есть ли у них такие заболевания.

В то же время, по экспертным оценкам и эпидемиологическим данным более 70% населения старше трудоспособного возраста имеют по крайней мере одно хроническое неинфекционное заболевание (ХНИЗ), в том числе еще не диагностированное.
В структуре смертности населения старшей возрастной категории ХНИЗ также лидируют (рис. 5).
 

Рис 5. Структура смертности населения г. Москвы в возрасте 50 лет и старше по основным классам болезней в 2015 г., %
Составлено по: Здравоохранение России. Статистический сборник. М., 2015.

Именно поэтому профилактика, раннее диагностирование и ведение пациентов с ХНИЗ является приоритетным направлением политики здравоохранения при работе с населением старшей возрастной категории.

Как уже было отмечено ранее, эпидемиологическая ситуация в РФ свидетельствует о тенденции высоких показателей заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями и смертности от них. Именно сердечно-сосудистые заболевания являются одними из основных видов ХНИЗ. Во всем мире около 70% расходов здравоохранения приходится на 20% пациентов с двумя и более ХНИЗ, при этом большинство таких пациентов – люди старше трудоспособного возраста с несколькими хроническими заболеваниями. В связи с этим в настоящее время во многих странах внедрены современные системы скрининга, раннего выявления ХНИЗ. По рекомендациям ВОЗ программы ведения больных с хроническими заболеваниями должны быть направлены не только на раннее выявление, но и на выявление факторов риска развития ХНИЗ, являющихся основными причинами смертности как в развитых, так и в развивающихся странах.

На сегодняшний день существует обширный международный опыт реализации комплексного подхода к ведению пожилых пациентов с хроническими заболеваниями (США, Австралия, Германия, Великобритания), доказавший свою эффективность. Несмотря на то, что в России также началась работа в этом направлении, подобный опыт является редкостью для регионов России. Современная система ведения пожилых пациентов с хроническими заболеваниями в России работает неэффективно и приводит к тому, что у пациентов наблюдаются частые обострения заболеваний, в связи с которыми возникает необходимость вызовов скорой помощи и экстренных госпитализаций, что усиливает нагрузку на стационарное звено системы здравоохранения, которое по сравнению с амбулаторным звеном является более дорогостоящим. Кроме того, при посещении амбулаторно-поликлинических медицинских организаций пациенты с несколькими хроническими заболеваниями, как правило, обращаются к разным врачам-специалистам в зависимости от заболевания, что отрицательно сказывается на преемственности в лечении таких пациентов и приводит к тому, что у пациента отсутствует единый план диагностики и лечения, учитывающий все имеющиеся заболевания.

С 2011 г. в России ведется планомерная работа  по борьбе с хроническими заболеваниями, в частности, среди пожилого населения. Принятый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» конкретизировал понятие профилактики ХНИЗ и формирования здорового образа жизни (статья 30), а также включил мероприятия по профилактике ХНИЗ в первичную медико-санитарную помощь. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03 февраля 2015 г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» определил порядок работы амбулаторно-поликлинического звена по раннему выявлению ХНИЗ, а также основных факторов риска их развития.

Одним из передовых регионов России по активному внедрению практики раннего выявления и лечения ХНИЗ стала Ярославская область, где, начиная с 2011 г., была внедрена комплексная программа по усовершенствованию лечения артериальной гипертензии среди пожилого населения совместными усилиями Правительства Ярославской области и группы компаний «Новартис». Это проект стал уникальным примером развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, благодаря которому удалось модернизировать работу региональной терапевтической и кардиологической служб и достичь ощутимого повышения качества оказания медицинской помощи пациентам старше трудоспособного возраста с артериальной гипертензией. По итогу трех лет реализации проекта уровень контроля артериального давления вырос с 24% до 33%, наметилась устойчивая тенденция по снижению числа госпитализаций, связанных с артериальной гипертензией, а также такими ее осложнениями, как инсульт и инфаркт миокарда.

Необходимость внедрения таких комплексных программ по поддержке здоровья пациентов старше трудоспособного возраста в амбулаторном звене назрела и в столичном здравоохранении. В соответствии с Государственной программой города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» на 2012–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. № 461-ПП, амбулаторное ведение пациентов с хроническими заболеваниями является приоритетным направлением развития здравоохранения г. Москвы. С начала 2015 г. в некоторых московских поликлиниках (амбулаторно-поликлинические медицинские организации Восточного административного округа г. Москвы) был запущен пилотный проект по ведению пожилых пациентов с множественными хроническими заболеваниями. В программу отбираются пациенты старше 55 лет, имеющие в анамнезе три и более диагнозов ХНИЗ. Проект меняет схему предоставления медицинской помощи пожилому населению, повышая эффективность проводимого лечения.

Новый подход к ведению пациентов характеризуется большей персонализацией отношений «врач-пациент», поскольку в данном случае для пациентов, включенных в программу, выделяется отдельный врач-терапевт, участок которого составляет 500 пациентов (по сравнению с обычными врачами-терапевтами, минимально допустимый размер участка которых составляет 1700 пациентов, а в условиях дефицита врачей-терапевтов и такого явления, как совместительство, достигает в среднем 3000 пациентов в московских поликлиниках). Подобный подход успешно применяется в мировой практике, поскольку позволяет уделять каждому пациенту значительно больше времени не только во время приема, но и во время удаленного наблюдения. При этом данный подход не оказывает отрицательного эффекта на доступность медицинской помощи, поскольку выделенные врачи работают с самыми тяжелыми пациентами, которые наиболее часто обращаются за помощью, и прием которых в среднем занимает больше времени, чем стандартный прием.

В рамках проекта увеличено среднее время приема выделенного врача-терапевта. Так, первичный прием пациента в программе длится 40 минут (по сравнению со стандартным приемом в 12 минут), а все повторные приемы, которые происходят ежемесячно, длятся 20 минут. Кроме того, все приемы в рамках проекта врачи-терапевты ведут вместе с медицинскими сестрами (в связи с модернизацией московских поликлиник и с внедрением Московского стандарта поликлиник, утвержденного приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 6 апреля 2016 г. № 293 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий «Московский стандарт поликлиники» и критериев оценки устойчивости его внедрения», все остальные врачи-терапевты осуществляют прием самостоятельно, медицинские сестры выведены на медицинские посты). Кроме того, пациенты проекта имеют возможность круглосуточно получать телефонные консультации от своего выделенного врача.

Важным элементом программы является ведение каждым врачом-терапевтом электронного регистра пациентов, который привносит существенные изменения в работу врача. Автоматизированный инструмент позволяет вести учет пациентов, находящихся на программе, контролировать регулярность посещения терапевта и врачей-специалистов, вести мониторинг течения заболевания и факта достижения целевых значений клинических показателей. До сих пор такая автоматизация процесса не практиковалась в ходе ведения пациентов с хроническими заболеваниями и диспансерного наблюдения за ними. Помимо регистра, врач-терапевт формирует индивидуальный для каждого пациента долгосрочный индивидуальный план лечения с учетом сочетания его заболеваний. Индивидуальный план включает в себя определение конкретных целей, а также постановку промежуточных задач на пути достижения каждой цели: общего плана (достижение четкого понимания особенностей своего диагноза и лечения), факторов риска (образ жизни, следование строгой диете и т.д.) и клинических показателей (достижение показателя артериального давления менее 140/90 мм рт. ст. и т.д.)

Также, все выделенные на проект врачи-терапевты прошли дополнительное обучение по ведению пациентов с хроническими заболеваниями и по особенностям работы с пожилыми пациентами (гериатрические критерии работы). Эффективность работы выделенных врачей оценивается путем привязки ключевых показателей деятельности к их эффективному контракту. В качестве ключевых показателей выступают качество оказания помощи (достижение клинических показателей), количество вызовов скорой и неотложной медицинской помощи, количество экстренных госпитализаций в стационары и уровень удовлетворенности пациентов.

Для оценки результатов проекта во всех задействованных поликлиниках были сформированы контрольные группы пациентов, которые были отобраны по тем же критериям, что и пациенты проекта. Контрольная группа совпадает по половозрастной структуре и по сочетанию заболеваний, но медицинская помощь этим пациентам оказывается в стандартных условиях поликлиники.

По состоянию на июль 2016 г. в пилотном проекте задействованы 34 врача-терапевта, помощь оказывается около 13 тысячам пациентов, средний возраст которых 62 года. С осени 2016 г. панируется расширение пилотного проекта на амбулаторно-поликлинические медицинские организации других административных округах г. Москвы.

Несмотря на то, что проект идет около полутора лет, он успел себя зарекомендовать и показать свою эффективность как в вопросе достижения клинических показателей, так и в целях улучшения уровня удовлетворенности пациентов и повышения уровня их лояльности (рис. 6).
 

Рис. 6. Промежуточные итоги пилотного проекта в г. Москва «Ведение пожилых пациентов с множественными хроническими заболеваниями в амбулаторном звене» за 2015 г.

Источник: материалы круглого стола с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы по обсуждению промежуточных итогов проекта «Ведение пожилых пациентов с множественными хроническими заболеваниями» от 6 июня 2016 г.

Таким образом, положительный опыт столичного здравоохранения в поддержке здоровья населения старше трудоспособного возраста может стать эффективным примером для внедрения аналогичных проектов в других регионах России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая работа ставит своей целью выявить специфику оказания медицинской помощи пациентам в возрасте 50 лет и старше и оценить меры государственной политики в сфере здравоохранения для поддержания здоровья населения указанной возрастной категории.

Очевидно, что нынешние подходы общественного здравоохранения к вопросам оказания медицинской помощи населению старше трудоспособного возраста являются неэффективными. Здоровье пожилых людей отстает от роста продолжительности жизни, действующие система здравоохранения слабо ориентирована на оказание той помощи, которая необходима пожилым людям, модели обеспечения долгосрочной помощи являются недостаточными и неустойчивыми, а физические и социальные условия сопряжены с множеством барьеров и сдерживающих факторов, препятствующих как сохранению здоровья, так и участию пожилых людей в жизни общества.

Назрела необходимость в переориентации системы здравоохранения с модели, основанной на лечении заболеваний по мере их выявления, на модель, в рамках которой на первый план выходят качество жизни человека и постоянный контроль за состоянием хронических пациентов. В связи с этим предлагаются следующие мероприятия:

1)    Создание национальных скрининговых программ для выявления ХНИЗ на ранних стадиях, включая:
a)    Использование информационных технологий для автоматизации процесса информирования населения о необходимости пройти ту ил иную скрининговую программу в зависимости от пола, возраста, наличия заболеваний, наличия факторов риска развития заболеваний (SMS и e-mail рассылка, почтовые уведомления и т.д.);
b)    Отслеживание результатов пройденных обследований и, в случае выявления заболевания, направление пациента в специализированные медицинские организации;
c)    Обеспечение регулярного контроля артериального давления и гликированного гемоглобина (основных клинических индикаторов развития ХНИЗ) без посещения медицинской организации - на мобильных медицинских станциях, на медицинских стойках в общественных местах (торговых центрах, магазинах) и т.д.
2)    Усиление роли первичного амбулаторно-поликлинического звена в профилактике и лечении ХНИЗ для снижения нагрузки на стационарное звено и скорую медицинскую помощь:
a)    Повышение доступности терапевтической службы (найм дополнительных врачей-терапевтов и врачей общей практики);
b)    Обеспечение первичного звена узкими специалистами всех направлений, в том числе теми, по которым наблюдается самые низкие показатели обеспеченности, - эндокринологами, неврологами, пульмонологами, гериатрами и др.;
c)    Улучшение материально-технического обеспечения амбулаторно-поликлинических организаций.
3)    Развитие Центров здоровья в рамках амбулаторно-поликлинических медицинских организаций для выполнения профилактических медицинских функций, популяризации здорового образа жизни, проведения реабилитационных программ, регулярного поддержания здоровья пациентов с хроническими заболеваниями (Школа диабета, Школа гипертоника, Кабинет по отказу от курения, ЛФК и др.).
4)    Повышение качества и эффективности диспансерного наблюдения  путем:
a)    Повышения доступности терапевтической службы (найм дополнительных врачей-терапевтов и врачей общей практики) для обеспечения охвата диспансерным наблюдением всех пациентов, подлежащих постановке на учет;
b)    Создания федеральных электронных регистров пациентов с отдельными заболеваниями (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет) в целях:
i)    Корректного учета таких пациентов;
ii)    Мониторинг динамики посещения терапевта и других специалистов в рамках диспансерного наблюдения;
iii)    Мониторинга прохождения инструментальных и функциональных исследований;
iv)    Мониторинга результатов пройденных исследований;
v)    Оценки соответствия достигнутых клинических показателей целевым значениям;
c)    Улучшения льготного лекарственного обеспечения.
5)    Проведение отдельной работы с пожилым населением (старше 70 лет):
a)    Перенос функции социализации для пожилых людей с медицинских организаций на социальную службу, что обеспечит освобождение мощностей медицинской организации (трудового времени врачей и т.д.) для оказания помощи возрастной категории от 50 до 70 лет;
Организаций качественной паллиативной службы, оказание медицинской помощи на дому маломобильным пациентам пожилого возраста.
В целом, необходимо продолжать модернизировать систему здравоохранения в выбранном направлении для максимального удовлетворения нужд пожилого населения, связанных с поддержанием уровня здоровья. Только в этом случае медицинская отрасль сможет выполнять возложенную на нее, возможно, самую важную задачу – поддерживать и повышать уровень здоровья нации, улучшая качество жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бойцов С.А., Чучалин А.Г. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний. М., 2013 (Bojcov S.A., Chuchalin A.G. Profilaktika hronicheskih neinfekcionnyh zabolevanij. M., 2013)
Вишневский А.Г., Бобылев С.Н. Россия перед лицом демографических вызовов. М., 2008 (Vishnevskij A.G., Bobylev S.N. Rossija pered licom demograficheskih vyzovov. M., 2008)
Демографический ежегодник России. Статистический сборник. М., 2015 (Demograficheskij ezhegodnik Rossii. Statisticheskij sbornik. M., 2015)
Здравоохранение России. Стати<