Шрифт

У ребёнка сенсорные каналы, связанные с чувственным восприятием и запечатлением окружающего мира, наиболее открыты. Они ещё ничем не «замусорены». Недаром говорят: впитывает как губка. Воспитание — кстати, это питание организма через органы чувств. Такая подпитка даёт энергию для оформления, выращивания психики ребёнка, а значит, его сознания и души.

 


Многолетние исследования видного отечественного физиолога, доктора медицинских наук, профессора Владимира Базарного показали, что здоровье — это итог постоянной чувственной, моторной и творческой активности. Это искренность и нравственность. Это любовь. И наоборот, безволие, малодушие, страх, неуверенность, подавленность, усталость, уныние, отчаяние, эгоизм, злоба, обида, зависть, лень — противоречат закону свободы чувств и духа, законам сущего и оборачиваются угасанием энергии духа, нервной и физической немощью. Как воспитать маленького человека счастливым? Что должны помнить бабушки и дедушки?

 


1 ДЕТИ ДОЛЖНЫ БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ


Движение — что воздух. Нет воздуха, мы задыхаемся. Нет движения — тело увядает, мысль не работает, психика угасает. Дети думают (воспроизводят образы по памяти) только тогда, когда двигаются, и двигаются, когда думают. Вот почему любое «обездвиживание» ведёт к нарушению психики. Стоит только ограничить движение ребёнка, как его настроение ухудшается, порой до слёз. Ещё бы, ведь у него наступает «двигательный голод»! Изначальная подвижность детей, которую взрослые зачастую воспринимают как «невоспитанность», «кручённость», есть ни что иное, как естественная потребность в движении.

 


2 НЕ УСАДИ!


Наши внуки должны сидеть как можно меньше. Попросите учителей давать малышам больше заданий, которые можно выполнять стоя или передвигаясь по классу. Выясните, возможно ли закупить для класса новую мебель: вместо традиционных столов выбирайте ростомерные парты с наклонной крышкой и конторки. Кстати, знаете ли вы, что в Царскосельском лицее, где воспитывались Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Александр Горчаков, стояла именно такая мебель? И что Хемингуэй, Диккенс, Кьеркегор, Гоголь, Менделеев не представляли свою жизнь без конторки? Фраза «сидеть — всё равно что курить» не совсем справедлива, но всё же в ней есть истина. Американский эндокринолог Джеймс Ливайн из клиники «Мейо» провёл исследование и установил, что среди детей, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии и даже «междоусобных войн» в 5–6 раз меньше.

 


3 ОБРАЗЫ УПРАВЛЯЮТ МИРОМ


Ребёнок должен совершенствоваться в художественно-образной речи (декламации стихов, участвуя в театрализованных постановках и т.д.) — только так у него может сформироваться свободное мышление. Если ваших внуков в школе заставляют читать на скорость, объясните учителям, что это бессмысленно и к тому же вредно. При быстром чтении у ребёнка не возникает в голове никаких образов, а это ведёт к шизофренизации.

 


4 НИКАКОЙ ПРЕГРАДЫ ГЛАЗУ!


При продолжающемся изо дня в день использовании преимущественно ближнего зрения наблюдается отмирание клеток — отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства. Вот почему нашим внукам необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят природные ландшафты. Ну а дома, в детском саду, школе нужно освободить окна от занавесок, тюля и прочего, что мешает глазу ребёнка (да и взрослого) работать в наилучшем режиме дальнего зрения. Пусть в наших «коробках»-жилищах дети будут иметь хотя бы небольшую возможность для удовлетворения потребности в зрительных горизонтах. Наш глаз — сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме… отторжения: через 7 секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.

 


5 НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ...


Если вы хотите, чтобы внуки выросли здоровыми, психически устойчивыми, нравственно защищёнными, пусть они как можно чаще поют — самостоятельно, в коллективе и вместе с вами. Песня — это пространство, в котором раскрывается душа. Если ребёнок поёт народные песни и водит хороводы, то речевые дефекты будут исправлены без помощи логопеда. И ещё. Детей не способных петь — не бывает. Петь могут все. Но это качество надо раскрывать как можно раньше.