Статьи 03.08.2016

Поддержка людей старшего возраста как приоритет региональной социальной политики

Шрифт

Старение населения – актуальная проблема как для России в целом, так и для ее отдельных регионов. Увеличение доли населения в зрелом возрасте обусловливает необходимость выработки новых мер социальной политики, направленных как на повышение уровня жизни старшего поколения, так и на их вовлечение в социальные, политические и экономические процессы. В статье представлены основные результаты исследовательского проекта «Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста (категория «50+»): потребности, удовлетворённость, модели потребительского поведения, взаимодействие с бизнесом и органами власти», реализованного в двух городах России (Москва и Владимир), реализованного Автономной некоммерческой организацией «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС» . При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

Проведенное исследование свидетельствует о низкой удовлетворенности людей старшего возраста уровнем пенсионного обеспечения и качеством медицинских услуг. Кроме того, представители данного поколения не заинтересованы в активном участии в политической жизни.

 

Старение населения как актуальная проблема

Процесс увеличения доли пожилых людей в общей численности населения – одна из характерных тенденций современных развитых стран [Anderson and Hussey 2000]. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, население в возрасте 60 лет и старше в экономически развитых странах мира составляет 22-24%, и доля этих возрастных групп продолжает увеличиваться. К 2030 году, по прогнозам, она может составить уже 29%. Кроме того, становится все больше людей в возрасте 80 лет и старше.

Развитие процесса старения населения, вызванного сокращением уровня рождаемости и ростом продолжительности жизни в старших возрастах, ведет к существенным социально-экономическим последствиям, включая изменения в размерах и структуре рабочей силы, в структуре производства и потребления, в качестве жизни населения. Для России эта проблема более чем актуальна. Согласно данным Росстата, доля населения в возрасте старше 50 лет ежегодно увеличивается и составляет уже около 35% (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Доля населения в возрасте старше 50 лет в общей численности населения России, %

Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

В отдельных регионах России проблема старения населения стоит еще более остро: если в целом по России доля населения старше трудоспособного возраста составляет 24%, то например в Рязанской и Тульской областях значение этого показателя превышает 29%.  В целом население старше трудоспособного возраста составляло в регионах России от 9,2% (абсолютный минимум в Чеченской республике) до 29,5% (абсолютный максимум в Тульской области) от общей численности населения, при этом в большей части регионов более ¼ населения приходилось на пенсионный возраст [Шерешева и др. 2015]. Согласно среднему варианту прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля населения в возрастах 60 лет и старше в России до 2031 году будет постоянно расти (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Предположительная численность населения Российской Федерации по среднему варианту прогноза: доли возрастных групп, %

Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

Как следствие, государству необходимо изменить подходы к решению вопросов трудовых отношений, предпринимательства, социальной политики, здравоохранения [Getzen 1991], а бизнесу пора скорректировать свои взгляды на коммерческую выгоду, которую может предложить сегмент «серебряных потребителей», и обратить серьезное внимание на его растущую привлекательность.

Более позднее по сравнению с европейскими странами начало старения населения в России привело к тому, что на настоящий момент в стране отсутствует комплексная государственная программа, направленная на решение проблем стареющего общества. Хотя Федеральная служба государственной статистики уже выделила раздел, посвященный старшему поколению, но, как правило, инициативы по социальной поддержке и интеграции пожилого населения осуществляются «снизу», в регионах.

Государственная социальная политика по поддержке людей старшего возраста также в значительной степени сосредоточена на региональном уровне.  По итогам заседания Президиума Государственного совета РФ «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста», проведенного в августе 2014 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, было зафиксировано существование запроса на новую, современную политику в отношении людей старшего возраста, которая должна опираться на дифференцированный подход, на создание условий, обеспечивающих как активное долголетие, так и эффективную поддержку тем, кто действительно нуждается в помощи». По результатам заседания был подготовлен перечень поручений. В нем, в частности, содержались поручения Правительству Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

⦁    при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства подготовить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих возможность и определяющих условия предоставления в безвозмездное пользование земельных участков организациям для строительства стационарных учреждений социального обслуживания;
⦁    обобщать и распространять успешный опыт работы субъектов Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста.


Кроме того, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано:


⦁    обеспечить с учетом стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста корректировку региональных и муниципальных программ, направленных на улучшение качества жизни таких граждан.
⦁    ликвидировать к 2018 году очереди в стационарные учреждения социального обслуживания;
⦁    развивать альтернативные формы ухода за гражданами пожилого возраста;
⦁    оказывать поддержку семьям, ухаживающим за гражданами пожилого возраста без помощи социальных служб, а также добровольческой (волонтерской) деятельности в этой сфере;
⦁    развивать систему предоставления гражданам пожилого возраста медицинских и бытовых услуг на дому;
⦁    разработать и внедрить в практику механизмы общественного контроля деятельности организаций, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста;
⦁    реализовать мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста;
⦁    организовать работу по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста на базе государственных учреждений службы занятости, культуры и государственных образовательных организаций.

В результате выполнения этих поручений и рекомендаций активизировалась соответствующая деятельность в российских регионах, причем в ряде регионов появились примеры комплексной работы всех субъектов социальной политики в отношении пожилых людей, включающей современные элементы концепции активного долголетия.  

Соответственно, стала все более сильно ощущаться необходимость выявить характеристики и запросы людей старшего возраста. В качестве примера можно привести Свердловскую область, где проживает более миллиона пожилых людей (23,4% от общего числа жителей), в 2011 году был проведен стартовый мониторинг социально-экономического положения пожилых людей. Он показал, что социальная поддержка людей старшего возраста должна далеко выходить за пределы оказания материальной помощи малоимущим. В частности, опрошенные выделили такие базовые проблемы как отсутствие навыков использования современных средств общения; отсутствие условий для личностного развития и реализации творческого потенциала; ограничение активности из-за состояния здоровья; отсутствие в обществе позитивного отношения к проблемам пожилых людей и отсутствие в нашей стране культуры старения как таковой.

Представленные в данной работе результаты отчасти подтверждают эти выводы, при этом показывают, что спектр интересов россиян старших возрастов и тех проблем, которые их волнуют, намного шире. Как будет показано ниже, существует множество перспективных направлений, развитие которых не только будет способствовать формированию культуры активного долголетия, но и позволит государству и бизнесу найти в лице старших возрастов активных участников экономической и политической жизни.

Тем не менее, можно говорить и о формировании гражданских инициатив межрегионального уровня, существенно облегчающих российским регионам переход к современной системе норм и правил, касающихся качества жизни россиян старших возрастов. Среди этих инициатив особое место занимает социальный проект «50 ПЛЮС», созданный в 2011 году как гражданская инициатива, направленная на продление активной жизни людей зрелого и старшего возраста, реализацию их нравственного и экономического потенциала. Проект поддерживает формирование негосударственной системы социальной адаптации, общественной поддержки и защиты людей зрелого и старшего возраста. Его цель – объединить усилия государства, общества и бизнеса по формированию условий для активного долголетия жителей России, а также изменить общественные стереотипы в отношении людей зрелого и старшего возраста.

Описание исследования

Стремясь повысить внимание общества к интересам и проблемам россиян старших возрастов, предложить бизнесу и органам власти способы и пути сделать их жизнь более полнокровной, АНО «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС» инициировал проект «Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста (категория «50+»): потребности, удовлетворённость, модели потребительского поведения, взаимодействие с бизнесом и органами власти». Цель проекта состоит в том, чтобы изучить социальную и экономическую активность людей зрелого возраста (категории «50+»), выявить их потребности, факторы удовлетворённости качеством товаров и услуг, модели потребительского поведения. Результаты исследования способны помочь бизнесу в развитии рынка товаров и услуг, удовлетворяющих требованиям данного целевого сегмента, а региональным органам власти – скорректировать свою социальную политику.

В данной статье представлены основные результаты исследования социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+), проведенного в том числе с целью измерения их общественно-политической активности и взаимодействия с органами власти. Исследование проводилось в 2016 г. в двух регионах: Москве и Владимирской области. Методами качественных и количественных исследований изучались как потребительские предпочтения, так и потребности людей зрелого возраста в трудовой деятельности, в принятии политических решений, в социализации.

В соответствии с задачами проекта по разностороннему изучению потребностей и уровня удовлетворенности жизнью возрастной категории 50+ было проведено качественное исследование, включавшее в себя шесть фокус-групповых дискуссий.

География исследования: фокус-групповые дискуссии были проведены в двух городах – в Москве и во Владимире. По 3 фокус-группы в каждом из городов.

Выборка: в качественном исследовании приняли участие 40 человек, из них:

⦁    Целевая аудитория (ЦА - возраст 50+): 15 человек, из них 9 человек в Москве, 6 человек – во Владимире.
⦁    Группа респондентов, чьи родители в возрасте 50+: 12 человек, из них 6 человек в Москве, 6 человек – во Владимире.
⦁    Группа экспертов: 13 человек, из них 6 человек в Москве, 7 человек – во Владимире.

Методика исследования: фокус-групповые беседы проводились по единому гайду с изменением фокусировки дискуссии. На фокус-группах возраста 50+ акцент делался в первую очередь на собственном опыте участников (с привлечением примеров из окружения, попадающего под ЦА), респондентов, чьи родители находятся в возрасте 50+, фокусировали на обсуждении опыта, позиции и отношении к обсуждаемым вопросам их родителей и их окружения, группа экспертов делилась мнениями по вопросам более генерализованно, имея возможность приводить в качестве примеров не только старший возраст из своего личного окружения, но и в значительной мере привлекая свой профессиональный опыт, в той или иной мере связанный со значительным взаимодействием с категорией 50+.

В соответствии с целями и задачами проекта был разработан гайд, включающий блоки «Выявление потребностей людей зрелого возраста в принятии политических решений, в социализации», «Изучение потребностей людей зрелого возраста в непрерывном образовании, трудовой деятельности и участию в экономических процессах» и «Выявление особенностей потребительского поведения людей зрелого возраста 50+ с целью расширения ассортимента товаров и услуг в формировании нишевого рынка, направленного на повышение качества жизни и удовлетворения выявленных потребностей людей зрелого возраста».

С помощью качественного подхода, ориентированного на содержательный анализ фокус-групповых интервью при работе с транскрибированными текстами было выявлено несколько тематических блоков, альтернативно структурированных относительно трех теоретически обозначенных тематических блоков («Выявление потребностей людей зрелого возраста в принятии политических решений, в социализации», «Изучение потребностей людей зрелого возраста в непрерывном образовании, трудовой деятельности и участию в экономических процессах» и «Выявление особенностей потребительского поведения людей зрелого возраста 50+ с целью расширения ассортимента товаров и услуг в формировании нишевого рынка, направленного на повышение качества жизни и удовлетворения выявленных потребностей людей зрелого возраста»). Эмпирически выявленными на основании анализа текстов фокус-групп блоками стали:

1.    Мотивация людей зрелого возраста продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста
2.    Заинтересованность в образовательных курсах и внешне структурированном досуге
3.    Востребованность спортивной активности
4.    Стремление к путешествиям
5.    Оценка ассортимента рынка товаров и услуг
6.    Включенность в коммуникации посредством интернета и социальных сетей
7.    Восприятие транслируемого СМИ образа возраста 50+
8.    Отношение к социально значимым проблемам возраста 50+, роль государства в их решении и политическая активность людей старшего возраста

Последний из перечисленных восьми блоков является наиболее интересным с точки зрения данной статьи, поэтому его результаты буду рассмотрены более детально.

Результаты исследования по направлению «Социально-политическая активность людей старшего возраста»

Основные результаты проведенного качественного исследования по данному вопросу представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования социально-политических аспектов жизни людей возраста 50+

 МоскваВладимир
Возраст 50+ Спокойное, умеренно активное отношение к политике. Готовность занимать активную позицию при голосовании. Наиболее острые проблемы возраста 50+: ЖКХ, пенсии, квартиры для ветеранов, достойная жизнь для пожилых с ограниченными возможностями (физическими, финансовыми). Системные проблемы в области социальной политики государства. Проблемы здравоохранения. Проблема образовательных учреждений для детей – нагрузка на бабушек и дедушек. Активная политическая позиция в прошлом/в настоящем. Заинтересованность в социально-политической сфере региона. Нейтральное отношение к политике в целом. Наиболее актуальные проблемы для возраста 50+: здравоохранение, пенсии, отсутствие уважительного отношения как к гражданину с правами, ЖКХ.
Дети, чьи родители в возрасте 50+ Нейтральное отношение к политике. О некоторых государственных инициативах знают, но особенно не пользуются. В основном, используют «стандартные» льготы – например, проезд в общественном транспорте и т.д. Основные проблемы – отсутствие комплексного решения вопросов социального обеспечения и уровня жизни людей в возрасте 50+, заброшенность государством, наиболее проблемная – сфера здравоохранения. Политическая активность умеренная. Многие ходят голосовать. Но обсуждения дома политических вопросов не приняты, если речь не идет о субъективно затрагивающих ситуациях (например, работы одного из членов семьи, которая соприкасается с социально-политическими контекстами). Вопросы внешней политики обсуждаются в контексте Украины, а также при коммуникациях с родственниками/близкими, которые проживают за границей. Среди наиболее остро стоящих тем выделяются уровень пенсий, социально-психологические аспекты взаимодействия поколений (забота детей о родителях), воспитание (отношение к старшему поколению в обществе), здравоохранение
Эксперты Восприятие государственных инициатив, как ориентированных «на пенсионеров» (стигматизация возраста). Наиболее проблемные области - сфера здравоохранения, ограниченные финансовые возможности возраста 50+, уровень пенсионного обеспечения, дискриминация старшего возраста, уровень информированности населения, контроль за исполнением законов, отсутствие цельной системы социального обеспечения Политическая активность оценивается как не очень высокая. Вопрос социализации возраста 50+ при изменении образа жизни (выход на пенсию, смерть близких, конфликты с родственниками). Соотношение людей с активной жизненной позицией и людей, слабо мотивированных в зрелой социализации. Одиночество людей старшего возраста. Необходимость уважительного отношения к старости. Проблема насилия в семье по отношению к старшему поколению. Низкий уровень финансовой обеспеченности людей зрелого возраста, невозможность прожить на величину пенсий. Сфера социальной защиты оценивается как неплохо простроенная, наиболее проблемной областью единогласно называют здравоохранение.

Возраст 50+    Спокойное, умеренно активное отношение к политике. Готовность занимать активную позицию при голосовании.
Наиболее острые проблемы возраста 50+: ЖКХ, пенсии, квартиры для ветеранов, достойная жизнь для пожилых с ограниченными возможностями (физическими, финансовыми). Системные проблемы в области социальной политики государства. Проблемы здравоохранения. Проблема образовательных учреждений для детей – нагрузка на бабушек и дедушек.     Активная политическая позиция в прошлом/в настоящем. Заинтересованность в социально-политической сфере региона. Нейтральное отношение к политике в целом.


Наиболее актуальные проблемы для возраста 50+: здравоохранение, пенсии, отсутствие уважительного отношения как к гражданину с правами, ЖКХ.

Дети, чьи родители в возрасте 50+    Нейтральное отношение к политике. О некоторых государственных инициативах знают, но особенно не пользуются. В основном, используют «стандартные» льготы – например, проезд в общественном транспорте и т.д.


Основные проблемы – отсутствие комплексного решения вопросов социального обеспечения и уровня жизни людей в возрасте 50+, заброшенность государством, наиболее проблемная – сфера здравоохранения.     Политическая активность умеренная. Многие ходят голосовать. Но обсуждения дома политических вопросов не приняты, если речь не идет о субъективно затрагивающих ситуациях (например, работы одного из членов семьи, которая соприкасается с социально-политическими контекстами). Вопросы внешней политики обсуждаются в контексте Украины, а также при коммуникациях с родственниками/близкими, которые проживают за границей.


Среди наиболее остро стоящих тем выделяются уровень пенсий, социально-психологические аспекты взаимодействия поколений (забота детей о родителях), воспитание (отношение к старшему поколению в обществе), здравоохранение


Эксперты    Восприятие государственных инициатив, как ориентированных «на пенсионеров» (стигматизация возраста).


Наиболее проблемные области - сфера здравоохранения, ограниченные финансовые возможности возраста 50+, уровень пенсионного обеспечения, дискриминация старшего возраста, уровень информированности населения, контроль за исполнением законов, отсутствие цельной системы социального обеспечения    Политическая активность оценивается как не очень высокая.


Вопрос социализации возраста 50+ при изменении образа жизни (выход на пенсию, смерть близких, конфликты с родственниками). Соотношение людей с активной жизненной позицией и людей, слабо мотивированных в зрелой социализации. Одиночество людей старшего возраста. Необходимость уважительного отношения к старости. Проблема насилия в семье по отношению к старшему поколению. Низкий уровень финансовой обеспеченности людей зрелого возраста, невозможность прожить на величину пенсий. Сфера социальной защиты оценивается как неплохо простроенная, наиболее проблемной областью единогласно называют здравоохранение.

Источник: составлено авторами на основе результатов работы фокус-групп в Москве и Владимирской области.

Несмотря на объективно существующие различия между Москвой и Владимирской областью (в том числе в уровне дохода и развития социальной инфраструктуры), представители фокус-групп в обоих регионах сформулировали аналогичные социально-политические профили людей старшего возраста.

Отношение к политике у людей категории «50+», в основном, нейтральное. Политическая активность оценивается как достаточно умеренная (цитаты: «Мое поведение активно только в стенах моей квартиры. На выборы хожу в городскую думу, когда я знаю тех людей, которые избираются»; «Голосовать ходим. Отец относился серьёзно. А так, обсуждений особых нет. Вот тётя моя за 50, она живёт этим – Украина, Сирия – дочь её живет в Штатах, они созваниваются и обсуждают много»).

Ключевой проблемой старшего возраста воспринимают уровень пенсий (цитаты: «Пенсионное обеспечение – оно смешное, даже говорить об этом нечего»; «У нас человек, который не смог себе подготовить, а у нас таких много. Мы все из Советского Союза, поэтому мы были уверены, что у нас светлое будущее, завтра – у нас пенсия, - а пенсия была достаточно хорошая. Она позволяла достойно жить и даже откладывать»; «Недавнее решение о том, чтобы не пересчитывать пенсии работающим пенсионерам меня взволновало. Почему в других странах они могу пойти путешествовать, а у нас не всякий на эту маленькую пенсию, которую иногда и дети отбирают! Но тут уже взаимодействие поколений. Надо достойную пенсию иметь, люди заработали своё. В том, что поменялась экономика люди не виноваты»; «Народ постарше вспоминает, как мы видели туристические автобусы в Москве, из которых выходили иностранцы возрастом как мы сегодня. Эти бабушки, эти дедушки, накрашенные, “причипуренные”. И идут себе, гуляют в чужой стране. Наши сегодня мамы, папы этого себе позволить пока просто не могут. Это отношение государства не выстроено, не является приоритетом»).

Касательно состояния социальной сферы и актуальных тем возраста «50+» в этой области в первую очередь говорят о системности проблем, которые нуждаются в комплексном решении, а сама сфера – в глобальной реструктуризации (цитаты: «Для всего нужен основательный фундамент. Если ты заложил надежный фундамент, то ты на нем можешь построить дом. Если фундамент гниленький, то что бы ты ни построил – зашатается и все равно разрушится. У нас, к сожалению, интеллектуальный потенциал, я на этом настаиваю, настолько низок сегодня, что он не может продуцировать нормальные умные вещи для жителей нашей страны. Это не так дорого, это не так много. Просто надо меньше воровать и грамотно ориентировать всю социалку на помощь людям. Человек должен быть во главе всех проблем. И чем старше, тем больше. Тогда молодежь будет в этом плане подрастать. Изначально нет системы, она не выстроена»; «В нашей стране уже сколько лет решаются глобальные проблемы, глобальные задачи и прочее. А есть такая проблема маленького человека, даже в литературе. У нас все построено на том, чтобы эксплуатировать этого маленького человека, каждого из нас, и попытаться получить максимум, а потом – просто выбросить на помойку»; «Отсутствие системы и из-за этого не воспитывается любовь у детей. Они не будут уважать бабушку, видя, как она живет»).

Большое внимание уделяется проблеме здравоохранения, низко оценивается объективный уровень обеспечения сферы, и отношение к людям старшего возраста нередко отмечается как не соответствующее возрасту и недостойное (цитаты: «Только 12 минут разрешают работать с человеком в поликлинике. Раньше все то, что делала врач – померить давление, послушать, прощупать – сейчас это ровно 12 минут. Но даже этого мало. Сдаю кровь из вены, смотрю, до меня выходят люди с зажатой ватой. А я знаю, что мне после нужно сдать кровь из пальца. Я говорю: «Может, вы мне перебинтуете?». Нет, а зачем? Медсестра скрепя душой наклеивает пластырь. Естественно, пластырь не удержал. Заставил их перебинтовывать. Это в первый раз за 70 лет моей жизни, чтобы в поликлинике не перебинтовали после забора крови из вены»; «По походам в больницу, ЖКО, ГОРГАЗ всегда вылезает негатив. В больницах все недовольны, все стоят долго, по 10 минут на человека. Редко, когда любят и уважают. Придумали слово «оптимизация», а это всего лишь сокращения»; «Раковых больных не замечают в больницах, я хочу, чтобы относились получше. Лекарств нет, выбивают люди себе положенные лекарства»).

Различия между двумя регионами связаны с уровнем информированности людей старшего возраста и их доверием к предоставляемой информации. В Москве люди меньше знают о возможностях и льготах для возраста 50+, которые инициируются государством, либо не доверяют получаемой информации (цитаты: «Не слежу за информацией, все равно ничего полезного не узнаю»; «У моих родителей нет доверия к государству, поэтому они не интересуются этими проектами, заботятся только сами о себе»), тогда как во Владимире уровень информированности и доверия оценивается как более высокий (Цитата: «Черпаю информацию из СМИ, газет, буклетов, читаю информационные стенды в поликлиниках»).

Выводы

Несмотря на значительные проблемы в сфере социального обеспечения, отмеченные как наиболее серьезные факторы, мешающие удовлетворенности человека возраста «50+» (уровень пенсионного обеспечения, ситуация в сфере здравоохранения), главным критерием положительной оценки качества жизни является внимание и уважение со стороны общества и со стороны государства к возрасту «50+».

На основе проведенного исследования можно выделить два направления региональной социальной политики в области поддержки старшего поколения. Первое направление предусматривает повышение стандартов предоставляемых услуг в области здравоохранения, культуры, социальной помощи. Второе направление подразумевает выстраивание диалога с представителями старшего поколения с целью выявления их запросов и оперативного реагирования на эти запросы. Диалог может вестись как посредством средств массовой информации, так и в ходе личных приемов и публичных мероприятий. Люди старшего возраста должны убедиться в том, что обращение в органы власти создает реальные возможности для решения проблем и преодоления возникающих сложностей.

Параллельная работа по двум указанным направлениям способна обеспечить положительный эффект для руководства регионов, заключающийся в повышении числа политически активных и лояльных к действующей власти граждан.

Список литературы

Anderson G.F. and Hussey P.S. 2000. Population aging: a comparison among industrialized countries // Health Affairs, vol. 19 no. 3. Pp. 191-203
Getzen T.E. Population Aging and the Growth of Health Expenditures. 1991. Population Aging and the Growth of Health Expenditures // Journal of Gerontology Volume 47, Issue 3. Pp. S98-S104
Шерешева М.Ю., Калмыкова Н.М., Колкова К М. 2015. Старение населения и проблемы поколения "сэндвич": социально-экономические и психологические аспекты // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, Серия Экономические и юридические науки. № 3. C. 5-14

Автономная некоммерческая организация «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС»
Участники проекта «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА (КАТЕГОРИЯ «50+»): ПОТРЕБНОСТИ. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ. МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БИЗНЕСОМ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ»:
Шерешева Марина Юрьевна – д.э.н., профессор кафедры прикладной институциональной экономики, зав. лабораторией институционального анализа экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Калмыкова Наталья Михайловна – к.э.н., доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Пахалов Александр Михайлович – аспирант кафедры прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова