Мысли вслух 20.01.2016

Издержки порядочности

Шрифт

Чаще других жертвами мошенников становятся пожилые люди. Неплохие психологи, но с грязными целями, жулики умеют войти в доверие, расположить к себе собеседника, усыпить бдительность. Именно люди старшего возраста более всего подвержены такому влиянию. Почему, ведь жизнь должна была научить их осторожности? Где же их жизненный опыт?

Мама моей подруги детства недавно отдала мошенникам большую сумму. Хотя их даже в глаза не видела. Умная, образованная, хорошо социализированная (преподаватель престижного вуза) дама, как говорится, элегантного возраста поверила позвонившим на её мобильный телефон, что внук-студент попал в беду. Ей не дали положить трубку, пока она не пришла к банкомату, не сняла деньги со своей карты и не положила их на счёт тех, кто обещал помочь парню. Мошенники даже звали внука к телефону, но он («Это точно был он!») всхлипывал и только повторял: «Бабушка!..» Семья и все знакомые в ужасе. «Как ты могла поверить?!» — не может понять её дочь. А она опускает заплаканные глаза и в сотый раз говорит в своё оправдание: «Но ведь они сказали, что из милиции…»

Мой старший коллега — человек, прошедший огонь, воду и медные трубы. Большой авторитет. Он разбирается во всех тонкостях внешней и внутренней политики, имеет своё мнение и позицию по международным, архисложным вопросам. Пару месяцев назад получил эсэмэску будто бы из Сбербанка, и после обмена несколькими сообщениями с его банковской карты исчезли все деньги. На моё удивление: зачем же вы сказали им цифры на обороте карты? Ведь это верификационный код?! Он убедительно ответил: «В телефоне было написано, что из Сбербанка!»

Таких примеров в своём кругу я знаю немало, а читала и слышала о случаях мошенничества вообще раз сто! Казалось бы, уже все люди, все граждане должны приобрести иммунитет и не поддаваться на уловки нечистых на руку, жуликов и воришек. Однако почему-то чашу весов осторожности, подозрительности, прагматичности и разборчивости вновь и вновь перевешивает какое-то другое человеческое качество.

Какое? Доверчивость. Она, оказывается, неистребима в наших людях — людях, живших в советское время. Склонность доверять, предполагающая открытые, доброжелательные взаимоотношения. Такие отношения основаны на уверенности в порядочности другого человека. И чем порядочнее человек, тем больше он уверен в порядочности другого. И тем легче его обмануть. Вот такой парадокс.

Старшее поколение старается идти в ногу со временем: люди научились пользоваться компьютерами, раздают знакомым свой емейл, разыскивают информацию в закоулках Интернета, ведут беседы по скайпу, уже не представляют, как можно обойтись без мобильного телефона. Их убедили, что нет ничего удобнее банковской карты! И за квартиру можно заплатить, и в магазине расплатиться, и даже из дома выходить для этого не обязательно — лежи себе на диване да на кнопки нажимай! Кажется, что они стали другими.

Однако в душе подавляющее большинство советских людей остались теми же — простодушными, верящими всему и всем, доверчивыми. А уж помочь близкому для них — вообще святое дело. Ничего не жалко, всё готовы отдать!

А если вопрос касается государственных учреждений — милиции, которая теперь полиция, ГАИ, которая теперь ГИБДД, банков, которые теперь вовсе не государственные, и т.п., то какие могут быть подозрения?! Как кто-то может написать, что он из банка?!

А вот так. И ничегошеньки ему за это не будет.

Положительное в былые времена качество: верить людям — воспитывали упорно и целенаправленно, родители и учителя — семья и школа. Недоверчивость во времена юности сегодняшнего старшего поколения считалась человеческим пороком, отрицательной характеристикой.

В суете, среди стремительных перемен жизни, в самом её укладе, большинство из них просмотрели, прозевали, не заметили, как всё перевернулось вверх ногами: сегодня человеческое свойство доверять приобрело и негативный смысл.

Сегодня надо быть начеку: моментально анализировать, глушить эмоции, проверять всё, что видим, слышим, держим в руках, к чему прикасаемся.

Человек, которого в телепередаче представили как международного эксперта, с очень умным видом может нести полную чушь. Из радиоприёмника порой слышен бред сивой кобылы — причём так же, на полном серьёзе. В Интернете вообще в «сенсациях» можно утонуть: придумали средство от морщин (надо заплатить всего-то двести руб.), от варикоза и тромбофлебита можно избавиться в домашних условиях всего за два дня. Газета «Вестник здоровья», которую несмотря ни на какие письма в Роспотребнадзор и Минздрав мы с вами по-прежнему регулярно обнаруживаем в своих почтовых ящиках, упорно поёт оду во славу «каплям Фёдорова», будто бы излечивающих от всех заболеваний глаз: от глаукомы до катаракты. В магазине сливочное мороженое может оказаться пальмовым, а докторская колбаса — из субпродуктов. На этикетках всё, что написано меленькими буквами, тоже нужно самым внимательным образом читать!

Все эти случаи вранья, мошенничества, хитрости в крупном и мелком масштабе имеют одну-единственную цель — коммерческую. Любыми путями люди хотят получить деньги — кто от заоокеанских покровителей, а кто от нас с вами.

Такова оборотная сторона, а может быть даже расплата за нашу новую жизнь, демократию, рыночные отношения. Надо противостоять. Отсеивать. Вычислять. Правильно себя вести. Новые права влекут новые обязанности.

Надежды на правоохранительные органы, на службы безопасности банков, где мы получаем эти самые банковские карты, Роспотребнадзор и т.п. — невелики. Они нас предупреждали, нам те эсэмэски не писали, за внука деньги перечислить не просили. А за остальное они не отвечают — самим думать надо!

Нам необходимо научиться дозировать своё доверие. Беречь его для самых близких и верных друзей. Ведь без доверия к ним и представить жизни невозможно. Однако, «выходя в свет», нельзя ничего делать без размышлений, надо принимать любую информацию, понимая её смысл, держать в памяти случаи мошенничества, не поддаваться, стелить соломку, думать, в конце концов — консультироваться.

Переделаемся ли мы? Подстроимся ли? Если нет — мошенники по-прежнему будут с барышом.   

Гульнара Брик