Что с ними происходит? 15.01.2015 | ВЫПУСК №25, ЯНВАРЬ 2015

ЗАПАДНАЯ УКРАИНА: ЧТО ПРОИСХОДИТ В ГАЛИЦИИ?

Шрифт

АНТИРОССИЙСКИЙ НАСТРОЙ

Галиция (Галичина, Восточная Галиция) — территория, включающая в себя Львовскую, Ивано-Франковскую и бОльшую часть Тернопольской области. О том, что она очень отличается от остальной Украины, было известно ещё в советское время. Здесь плохо относятся к русским — «москали» считаются врагами номер один. Здесь большинство населения не считает Красную Армию освободительницей, а в героях ходят сотрудничавшие с Гитлером воинствующие украинские националисты во главе со Степаном Бандерой. Идеологи украинского национализма во все времена говорили о том, что русских и Москву надо уничтожать.

Факельные шествия, напоминающие аналогичные парады в Третьем Рейхе, смотрятся дикостью и в России, и в Германии, и на остальной Украине. Но не в Галиции. Во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске подобные «мероприятия» проводились даже в советское время. Просто сегодня они проходят максимально открыто и с помпой. Снос памятников Ленину начался здесь ещё в годы перестройки. И тогда же в Галиции появились первые монументы Бандере, улицы Бандеры, Романа Шухевича, других видных националистов.

Ещё в 1990-е гг. галицкие националисты добровольно ехали воевать с Россией в Абхазию и Чечню. Во Львове даже есть улица Джохара Дудаева. Бандеровский клич «Слава Украине — героям слава!» здесь прижился давно. Местное население куда охотнее, чем в других областях страны, голосовало как за относительно умеренных (вроде «Нашей Украины» Виктора Ющенко), так и за радикальных (партия «Свобода») националистов, чьи лозунги можно свести к формуле «прочь от Москвы, долой москалей».

Подготовка к борьбе, а то и войне с русскими в школах Галиции началась задолго до Майдана. Власть на местах давно уже осуществляли носители радикально националистических идей. Военизированные лагеря «Правого сектора» существовали здесь много лет. Так что возгласы «москалей на ножи», стремление убивать «колорадов» и «ватников» в Донбассе, война на юго-востоке стали логичным продолжением идеологии, существующей в западных областях многие годы.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  

Особость Галиции легко объяснима с исторической точки зрения. Ещё в XIV веке она вошла в состав Польши, потом по разделам Речи Посполитой в конце XVIII столетия оказалась в составе Австрии и Австро-Венгрии. После развала империи Габсбургов в 1918 году и вплоть до 1930 года Галиция снова была составной частью Польши. Петербург никогда не считался для галичан столицей, Москва же стала таковой только в середине ХХ века. Отсюда и ощущение, что русские, москали — нечто чуждое и враждебное.

Если большинство украинцев — православные, то в Галиции преобладает греко-католическая церковь. Да и среди православных больше распространена не каноническая УПЦ (Московского патриархата), а раскольники из Киевского патриархата и Автокефальной церкви. Процент воцерковлённых людей здесь намного выше, чем в других областях. Оно и понятно — Галиции не было в составе СССР в 1920-1930-е гг., когда гонения на церковь достигли своего пика. Львовская область занимает первое место на Украине по числу религиозных общин — хотя четыре региона опережают её по численности населения.  

Язык здесь сильно отличается от того украинского, к которому мы привыкли. В нём намного больше, чем в мове на берегах Днепра, заимствований из польского и немецкого. По очень многим параметрам Галиция мало совместима с остальной Украиной. И тем не менее именно она стала диктовать запросы в политике, идеологии, в трактовке истории. Полным ходом идёт вытеснение полтавско-черкасской нормы украинского языка галицким наречием. Как же подобное могло случиться?

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ В КИЕВ

Такое положение вещей кажется не совсем естественным — ведь, как сказано, в трёх означенных областях проживает чуть более 10 процентов населения Украины. Может, с экономикой дела идут замечательно? И опять нет. Крупных передовых (и даже не очень передовых) предприятий здесь практически нет. Сельское хозяйство носит зачастую натуральный характер. Дома в сёлах побогаче, чем в Центральной России — но во многих из них остались лишь старики. С работой в Галиции плохо, безработица высокая, уровень образования местного населения в целом низкий.

Галиция — сельский край, почти 60% населения Тернопольской и Ивано-Франковской областей проживает не в городах. В Львовской области пропорция обратная благодаря 700-тысячному Львову — историческому центру Западной Украины. Когда едешь по территории Галиции, бросается в глаза огромный размер сёл. В некоторых две-три тысячи дворов — целые города. Однако присмотревшись ближе, картина не кажется столь благостной. Во многих домах остались только старики — молодёжь и люди трудоспособного возраста разъехались. Многие поля поросли бурьяном. В городах закрылись многие предприятия — народу остаётся или уезжать, или спиваться. В таких условиях возникает озлобленность на всех и вся, которую при умелом манипулировании могут использовать политики ультранационалистического толка.  

Сегодня на Украине средняя зарплата — чуть более 3300 гривен в месяц (порядка 10 тысяч рублей), и все три галицкие области находятся существенно ниже этой планки. Самые низкие зарплаты как раз в Тернопольской области — 2527 гривен (около 7700 рублей). Недалеко ушла Ивано-Франковская — 2626 гривен (8 тысяч рублей). Львовская область с её 3000 гривен (9100 рублей) кажется островком относительного благополучия.

А где работать? Возьмём Львов. За последние 25 лет более-менее сохранил прежние объёмы выпуска только завод по производству лампочек «Искра». Знаменитый автозавод остановлен. А часто ли можно встретить в магазинах известные телевизоры «Электрон»? Их тоже нет. Есть старейший на Украине университет — но ему не тягаться с Ягеллонским в Кракове. Тысячи галичан учатся в Польше, а поляки за знаниями во Львов не тянутся.

Город более-менее существовал за счёт туристов. По числу достопримечательностей Львов занимал первое место в стране. Кроме того, определённую известность имеют целебные воды городка Трускавец в Львовской области. Однако сейчас с туризмом дела плохи. Из России в регион не поедут, у украинцев из других регионов нет денег, а в Европе есть свои достопримечательности.  

В Ивано-Франковской области — Карпатские горы, высочайшая гора Украины — Говерла. Но много ли можно назвать горнолыжных курортов? Немного, и они не могут состязаться не то что с Австрией — даже с Польшей. В Тернопольской области нет особых достопримечательностей. Таким образом, работать в Галиции особенно негде, уровень образования преимущественно сельского населения оставляет желать лучшего.  

Галичане в массовом порядке ехали и едут заниматься преимущественно малоквалифицированным трудом в Россию, Польшу, на виноградники Италии и Испании. До недавнего времени ехали они работать и в Донбасс — тот самый, который сегодня во Львове и окрестностях принято ненавидеть, обзывать, уничижать. Примерно четверть трудоспособного населения регион уже покинула. Многие женщины (несмотря на общую религиозность галичан) превратились в жриц любви на широких просторах от Москвы до Лондона.

Видимо, дело в сплочённости и более высоком уровне самоорганизации галичан в сравнении с остальной Украиной. За века жизни под властью иноземных государей они привыкли рассчитывать лишь на себя. В то же время что в Российском империи, что в Советском Союзе власти с большим подозрением относились к самоорганизации людей снизу. Да и сами люди на востоке современной Украины, в отличие от Галиции, считали и царскую, и советскую власть своей.  

Когда власть слабеет, создаётся новое государство или переформатируется старое, низы начинают играть более существенную роль. Естественно, в годы образования независимой Украины, во время Майдана, более сплочённые и организованные галичане начали диктовать свою волю остальным жителям Украины. К тому же они лучше остальных понимали, чем Украина отличается от России и какой следует стать стране. У восточных украинцев, кровно-родственно связанных с русскими, на сей счёт имелись куда более смутные представления.

Не надо также забывать, что ещё в советское время «властителями дум» Украины, писателями и поэтами, историками были преимущественно выходцы из западных областей. Они держались дружно, как бы сектой, помогая друг другу, восхваляя «своих». Иначе говоря, духовное подчинение украинцев галичане начали давно. А в годы независимости процесс резко ускорился, США и ЕС стали использовать галичан в своих геополитических целях. Вот что любопытно: на рубеже XX-XXI вв. на историческом факультете Киевского университета до 90 процентов студентов составляли галичане. Много их стало и среди журналистов, эстрадных исполнителей.  

Примечательно, что некоторые галицкие политические силы со временем становятся общеукраинскими. Так было с ультранационалистической партией «Свобода», костяк которой составляют галичане. Так в 2014 году случилось и с партией «Самопомощь» мэра Львова Андрея Садового, получившей немаленькую фракцию в Верховной Раде. С харьковскими, одесскими или даже киевскими партиями такое случается куда реже. Вот он — пример галицкого напора.

Стоит ли удивляться, что основой Украины как государства стала галицкая идеология, и что сплочённые и воинственно настроенные галичане довели «дело Майдана», по крайней мере, до временной победы. А поскольку основой галицкой националистической идеологии является русофобия и желание переломить «других» через колено, дело просто не могло не дойти до гражданской войны. Донбасс ведь совершенно другой, как и вся остальная, кроме Галиции, Украина…

НЕСЛАДКО В ПОСТМАЙДАННОЙ ГАЛИЦИИ

Сегодня благодаря воинственному напору галичан и «обработанных ими» жителей других регионов рекой льётся кровь в Донбассе, в меньших количествах — в Харькове и Одессе. Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области находятся в глубоком тылу. Может показаться, что жизнь там идёт своим чередом, что в Галиции царят мир, спокойствие и благополучие. Однако в действительности всё намного сложнее.

Разгул анархии и волна расправ достигли и Западной Украины. В Тернополе посадили в мусорный контейнер главврача местной больницы — мол, он когда-то сотрудничал с Партией регионов. Во Львове активисты «Правого сектора» остановили прохожего в красной куртке, и покрасили её низ в чёрный цвет. Дескать, будет напоминать не советское знамя, а стяг украинских националистов. Свои «люстрации» проходят и в других местах.

Идеологически тут — полное торжество украинского национализма. В летнем лагере под Ивано-Франковском школьников учили кричать «Смерть москалям» и обращаться с автоматом. Матери воюющих в Донбассе призывников постоянно перекрывают дороги, требуя вернуть сыновей домой, но всё равно призывая воевать до победного конца. На похоронах солдат и офицеров греко-католические священники кричат «Смерть врагам». В общем, впечатление полного единения в патриотическом угаре.

Но при этом жители Львовщины штурмуют пограничные переходы, желая поскорее в Польшу. Многие призывники предпочитают отправиться не в Донбасс, а на стройку в Варшаве. За последний год выросло количество галичан, обратившихся в польское консульство за получением «карты поляка», позволяющей проживать в Польше неограниченное время. Патриотизм — патриотизмом, а гибнуть хотят не все. Да и работы на родине как не было, так и нет. К тому же инфляция 25 процентов, а зарплаты и пенсии — в лучшем случае прежние.

Обычным делом во Львове и окрестностях стали облавы, когда сотрудники военкоматов вместе с милиционерами отлавливают призывников. Иногда молодых людей забирают прямо с похорон родственников. Местные бандиты, представляющиеся «Правым сектором» и «самообороной Майдана», заставляют предпринимателей платить дань на «нужды антитеррористической операции». Как и в других частях Украины, в Галиции заметно возрос уровень бытовой преступности. Оно и понятно — милицию запугали, а многие стражи порядка воюют в Донбассе. Защищать людей просто некому.

Сегодня «западенский», местный национализм определяет жизнь всей Украины — получается, что «галицкий хвост крутит киевской собакой». Однако воинствующий национализм оказался неспособен привести к процветанию даже Львов, Тернополь и Ивано-Франковск. Похоронки, кровь, обнищание в полной мере затронули и те регионы, которые сегодня через своих адептов, захвативших идеологическую власть в Киеве, диктуют свою волю всей остальной стране, кроме Донбасса и Луганска. И этот диктат уже обернулся для страны страшной трагедией.

 Вадим Трухачёв