Известного писателя Бориса Акунина вдруг заинтересовала тема долгожительства и механизмов старения...
Опираясь на конкретные исторические примеры, он приходит к выводу, что политики, философы, государственные деятели и особы королевских кровей живут тем дольше, чем раньше они отошли от дел. Причем, не важно – по доброй воле или из-за принудительной отставки. В любом случае это пошло им на пользу. А что делать нам, простым смертным, на которых сей закон, похоже, не распространяется. Акунин советует присмотреться к японцам.
Вот что он пишет в своем блоге:
«Минувшей осенью статистики сообщили, что Япония лидирует в мире по числу «сентенариев» – людей, которым больше 100 лет. На архипелаге таких сейчас 50 с чем-то тысяч. Самый старый мужчина и самая старая женщина планеты сегодня японцы (115 и 114 лет соответственно).
Поэтому тем из нас, кто не государственный деятель, не философ и не августейшая особа, поинтересоваться секретами долголетия следует у рядовых японцев.
Рискну ответить за них.
1. Надо жить осмысленно, относиться к жизни как к Пути, а не как к топтанию на месте или к бегу в колесе.
2. Надо любить свою работу и не считать такую любовь извращением. Тогда утренний звонок будильника не будет сокращать жизнь на несколько часов.
3. Надо есть побольше водорослей и поменьше животных жиров. Желательно палочками – в них меньше помещается, чем в ложку.
4. Надо проводить массовое диагностирование населения на онкологию.
5. Ну и самое трудное (даже, вероятно, неисполнимое). У японцев принципиально иной регулятор нравственного поведения: не совесть, но стыд. Мы, совершив какую-нибудь бяку, потом угрызаемся совестью, а это стресс. В японском языке слова «совесть» нет. Но там люди с детства ужасно боятся попасть в стыдное положение и потому предпочитают вести себя прилично. Если японец – хороший человек и прожил жизнь нестыдно, ему и угрызаться не из-за чего. Если же плохой – идея терзаться муками совести вообще в голову не придет.
Фото: kp.ru