Культура 18.06.2015

Юрию Соломину – 80!

Шрифт

18 июня Народный артист СССР худрук Малого театра Юрий Соломин отмечает 80-летний юбилей. Его он отпразднует на работе. Сегодня в филиале Малого театра на Большой Ордынке «Ревизор» в постановке Юрия Мефодьевича.

Юрий Соломин родился 80 лет назад в Забайкалье. Чита была и остается для него родным городом. Родители музыканты воспитали в нем любовь к искусству и музыке. Малым театром он грезил с юности. Туда и отправился учиться сразу после школы.  Вернее в Щепкинское училище – альма-матер Малого театра. Про то, чему его там научили педагоги, рассказывать не надо. Десятки ролей на сцене и в кино.

В свои 80 – Юрий Мефодьевич не сидит на месте. Он известный хлопотун. А сейчас хлопот у него особо много. Историческое здание Малого театра наконец начали реконструировать. Капитальный ремонт идет, начиная с подвалов, заканчивая фасадом. Как ни странно, но подкоп под театром принес свои приятные сюрпризы. Обнаружились театральные раритеты 19 века, которые теперь переместятся в музей Малого.

Однажды Юрий Соломин рассказывал мне о том, каково быть худруком Малого.

-Руководить театром - хлопотное и очень накладное занятие. Если бы не фонд, который у нас существует, не знаю, как бы мы справились с нововведениями, которыми нас снабжают всевозможные чиновники.

-Что за фонд?

-Он так и называется - Фонд «Малый театр». Он, в общем-то, появился, в помощь нашим старикам, которым мы сами всегда помогали. Но когда пришли люди и предложили свою помощь, мы не отказались. Наши пенсионеры, вынужденные уйти со сцены по состоянию здоровья, знают, что есть Малый театр, и, он их никогда не бросит.

Понимаете, я ведь иду на некоторые нарушения, вплоть до того, что плачу им зарплату, хотя они уже не работают. Да, да. Наши сотрудники, уходя на нищенскую пенсию, остаются в штате театра. И все знают, что из штата у нас выносят только вперед ногами. Не хотелось бы, чтобы об этом знали. Хотя… ну пусть нас судят. В конце концов, у нас не так много стариков, в свое время они очень много сделали для театра. Мы их не бросим. Не можем этого сделать, потому, что многие из них очень серьезно больны. А вы сами знаете, сколько сейчас стоит болеть. А случись беда, сколько бы обошлись семье похороны? Сумасшедшие деньги. Мы же, хороним каждого своего человека. И поминки делаем в театре, для каждого работника… если случается несчастье.

-Так вы не одиноки в своем человеколюбии. Когда-то Михаил Ульянов в Вахтанговском театре, платил своим пенсионерам зарплату. Некоторые его осуждали за это. А он сражался со злопыхателями и не отступал от своего.

-И это справедливо. А другого выхода у нас у всех нет. Потому что, государство о стариках не думает. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

А чтобы не утонуть мы долго думали, как оказать людям материальную помощь так, чтобы и действующая труппа не волновалась. Ведь это деньги не наши, а деньги каждого актера. А теперь, когда у нас появился Фонд такая возможность появилась.

-Этот фонд работает по типу советской кассы взаимопомощи?

-Несколько иначе. В советские времена такие кассы жили на взносах трудящихся. А мы в фонд ничего не вносим.

Вы знаете, в нашем государстве, нельзя просто захотеть помогать кому-то. Много препонов и у благотворителей. Несколько лет назад у нас был спонсор, одна организация. Хорошие люди. У них был душевный позыв, который сыграл для нас большую роль. С их помощью нам удалось в 2003 году с честью отметить 250-летний юбилей театра. А вскоре после него, эта организация исчезла из нашего поля зрения.

-Почему?

-Потому что из нее ушел один человек он был театралом, любил искусство. Так вот, с его уходом из организации, там про Малый театр тут же забыли. Все очень зависит от личности руководителя. Если он интересуется, проникается культурой, то и компания будет смотреть в этом же направлении.

Мы погрустили, конечно, что потеряли такого партнера, но тут появился один человек. Он спросил, а чем вам помочь? И так потихонечку, потихонечку стал участвовать в жизни театра. Потом он сказал: «А почему бы вам фонд не организовать». И мы организовали. С его появлением, мы получили возможность более свободно решать какие-то бытовые, финансовые проблемы, можем расширить гастрольные планы, можем выпустить новый спектакль. Но в основном – это помощь адресная, на лечение товарищей.