Культура 19.02.2015

20 февраля в прокат выходит фильм о женщинах–воинах «Батальонъ»

Шрифт

«Батальонъ» – первая картина российского производства, посвященная Первой мировой войне. Фильм рассказывает о подвиге батальона женщин, под предводительством 27-летней Марии Бочкаревой, созданного в Петербурге по приказу Временного правительства в 1917 году. Главными целями подобных воинских формирований было - поднять боевой дух Армии, а также устыдить солдат-мужчин, отказывающихся воевать.

Фото: Sony Pictures

«О Первой Мировой войне известно не так много, - говорит продюсер картины Игорь Угольников. - Я долго исследовал этот период, консультировался со специалистами для того, чтобы максимально достоверно воссоздать историческую действительность. Очень рад тому, что исполнительницы главных ролей отнеслись к этому материалу серьезно и, когда я предложил им постричься наголо, как это сделали те, кто в 1917 году вошел в батальон смерти, они согласились».

Кто сыграет главные роли, продюсер сразу определился — Мария Аронова (Мария Бочкарева), Мария Кожевникова (княжна Татищева) и Марат Башаров (Керенский). «Маша Аронова начинала у меня в программе «Оба-на!», еще будучи студенткой третьего курса, вместе с Нонной Гришаевой, - вспоминает Угольников. - Когда она узнала, что будет играть Бочкареву, конечно, у нее появился трепет. Я всё время чувствовал, насколько она трепетно относится к этой роли, как боится, хотя она сильнейшая актриса».

По мнению Марии Ароновой, Бочкарева близка ей своей силой, верой в то, что делает. «Она была очень строгим человеком, исключала в батальоне любые любовные интриги. С моей точки зрения, она была несчастной женщиной. Я думаю, если бы имела детей, то, скорей всего, в армию бы не пошла», - говорит Мария. На протяжении девяти месяцев фильм снимали в Санкт-Петербурге, на Финском заливе в Кронштадте, в Псковской области, рядом с Пушкинскими горами. Там были выстроены реальные блиндажи и окопы, в которых можно было спокойно вести нехитрое хозяйство.

Валерия Шкирандо исполнительница роли Веры:

Наша профессия классная, она предполагает, что мы можем хотя бы несколько раз в жизни полностью визуально перевоплотиться. Была бы я бухгалтером или портнихой, вряд ли рискнула на такие радикальные с внешностью. Уже с проб в «Батальонъ» все мы знали, что актрисам придется бриться налысо. Мы знали что это будут долгие съемки в тяжелых условиях. И если кто-то считает, что кино это очень весело, спешу вас разочаровать. Увы, но это неправда. Мы бегали по грязи в тяжелых неудобных ботинках, ползали по-пластунски под колючей проволокой, прыгали через окопы. Стреляли мы по-настоящему. Я теперь почти профессионально умею подавать ленту в пулемете «Максим», чтобы она не застревала и ровно проходила. При этом, в батальных сценах у нас не было даже берушей. Весь этот реальный грохот пережили. А в конце съемок уже очень умело обращались со всем оружием, что было на площадке. Физически было очень тяжело, еще ведь было холодно, так как военную часть картины снимали в ноябре. Мы мерзли, дрожали, плакали, стреляли, кричали «ура!», но бежали по первой отмашке режиссера. Каждый раз как для нас был на последнем издыхании. Слава богу, никто не покалечился. Но слезы в кадре были настоящие. И от обиды и от боли, да и от проживания своей роли. Потому что когда ты по-честному включаешься в этот материал, когда ты искренне существуешь, не возможно не реагировать внутренне.

Мария Кожевникова исполнительница роли княжны Татищевой:

Изначально в сценарии у моей героини была прописана другая история, она должна была разделить судьбу девушек своего батальона. Но узнав о моей беременности, Генеральный продюсер, Игорь Угольников, принял решение внести в него коррективы. В результате, фильм от этого только выиграл: если раньше в картине была только жертвенная смерть, то теперь в нем появилась и жизнь. Прекрасно помню момент, когда я сказала Игорю о своей беременности. Это случилось накануне съемок. После этого три дня я не могла до него дозвониться - Игорь просто не подходил к телефону. Но вместе с его женой мы нашли выход и придумали решение. Я приступила к съемкам спустя чуть больше двух недель после родов. И несмотря на то, что я - человек привыкший к физическим нагрузкам, в прошлом спортсменка, было нелегко. В фильме есть эпизод, в котором мою героиню избивают. Обычно драки в кино снимают условно, тебя никто не бьет на самом деле. Но у нашего режиссера Дмитрия Месхиева был свой подход: меня били по-настоящему, и если он не слышал шлепок, а сидел он далеко, дубль не считался. Так мы сделали десяток дублей, а к вечеру у меня так раздуло щеку, что я напоминала человека с флюсом. Но могу сказать, что мне повезло, другие девочки пострадали еще больше: кто-то нос сломал, кто-то зуб выбил. Тем не менее, я благодарна за эти испытания. Пройдя через все, мы хоть на миг смогли приблизиться к той эпохе, тем событиям

Интересные факты со съемок:

Одной из уникальных особенностей картины стала стрижка наголо актрис. В роли парикмахеров, стригущих актрис в кадре, были актеры. Изначально планировалось, что это сделают профессиональные парикмахеры, но в процессе съемки, от этой идеи пришлось отказаться, так как парикмахеры все время отвлекались на камеру. Поэтому, актерам пришлось освоить азы парикмахерского искусства.

Стригли немецкими машинками той эпохи. Их оборудовали современными лезвиями, но тем не менее, во время стрижки машинки изрядно рвали волосы актрисам. Ровной стрижки с их использованием добиться было нельзя, поэтому волосы достригали уже современными машинками.

Во время съемки сцены построения перед Генеральным штабом, батальон поливали из поливальных машин холодной водой, изображая проливной дождь, который шел и днем и ночью. Актрисы стояли по стойки смирно, мерзли. Было много дублей. Но после, никто не слег с простудой.

Помимо стрелкового и артиллерийского вооружения, а также военного транспорта, в картине «Батальонъ» были задействованы так называемые «газометы», которые были сконструированы специально для картины.

Зоя Игумнова