Финансы и право 13.01.2016

Практика информирования в сфере защиты прав потребителей

Шрифт

Об актуальности темы

Темы информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение уровня финансовой грамотности населения не просто актуальны, проблема низкого уровня финансовой грамотности стоит очень остро. Около 80% жителей страны не имеют накоплений, кредитное здоровье находится на рекордно низком уровне, а закредитованность населения достаточно высока. Перспектива улучшения показателей кажется очень туманной в условиях нынешней экономической ситуации. А между тем глобальное информирование в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и реальное повышение финансовой грамотности граждан однозначно способствует решению проблем населения с собственными средствами и кредитами. Ведь зачастую именно неграмотное распоряжение финансами, незнание преимуществ финансовых учреждений, «беглый» просмотр кредитных договоров и т.п. приводят к вышеперечисленным проблемам.



О повышении уровня финансовой грамотности

Надо признать, что на данный момент мы ещё не можем говорить о существенных подвижках в области повышения финансовой грамотности населения. Но те усилия, которые предпринимает Центробанк, Минфин, финансовые компании и образовательные учреждения должны оказать должное действие, по нашим оценкам, уже к середине-концу текущего года. Сегодня же уровень финансовой грамотности населения нашей страны по-прежнему оставляет желать лучшего. Относительно осведомлёнными в денежных вопросах можно считать примерно 20-25% россиян, и это оптимистичная оценка. Помимо недостатка знаний у граждан наблюдается отсутствие доверия к финансовым институтам страны — около четверти жителей страны не доверяют банкам. При этом две трети россиян не знают, что такое процентная ставка. Однако надо отдать должное властям, они не опускают руки, а ищут всё новые пути решения проблемы.

О мерах по повышению информированности граждан
Инициативы Банка России и Минфина в области повышения финансовой грамотности населения сейчас направлены на различные категории граждан: от молодёжи до старшего поколения. Важными и действенными проектами сейчас являются мероприятия по повышению финансовой грамотности детей и молодёжи: всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», информационные финансовые игры для детей и проч. Юные жители страны более восприимчивы к знаниям и являются хорошими проводниками полученных навыков экономии.
Стоит также добавить, что во времена кризиса финансовая грамотность всегда повышается, поскольку лучший «учитель» по обращению с личным бюджетом — это нехватка денег. Люди начинают «добровольно-принудительно» знакомиться с теми продуктами, которые есть на финансовом рынке, и потому становятся грамотнее.

Об усилиях на местах
Да, мы, безусловно, заинтересованы в повышении осведомлённости наших клиентов и жителей страны в целом. Поэтому мы не ждём, когда финансовая грамотность повысится «сама по себе», а прилагаем усилия на своём уровне.  В ближайшее время в рамках нашей компании стартует проект «Центр финансовой грамотности». Мы готовились к его запуску на протяжении полугода, тщательно продумывая каждый раздел. Он уже интегрирован на интернет-площадке самого сервиса и в ближайшее время будет предоставлять клиентам возможность получить финансовые знания, ознакомиться со спецификой работы микрофинансового рынка. Центр исполнен в форме обучающих занятий с проверкой полученных знаний в конце каждого урока. Здесь мы отходим от академического формата и используем максимально доступный язык, формат представленной информации — это теоретический минимум и разбор конкретных жизненных ситуаций и примеров. Мы считаем, что если каждый эксперт будет вносить пусть и небольшой, но вклад в общее дело, то информированность населения в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и в целом повышение уровня финансовой грамотности населения произойдет намного быстрее.

О мифах
Бытует мнение, что финансовые институты (банки, МФО) не заинтересованы в клиентах с высоким уровнем финансовой грамотности, т.к. сложнее будет «навязывать» дополнительные услуги. Однако однозначно данное утверждение в корне не верно! И дело здесь даже не в дополнительных услугах, а в основных. Когда кредит или займ берёт человек, не умеющий грамотно распоряжаться бюджетом, риск просрочки или даже невозврата становится высоким. Если таких клиентов большинство, то финансовый институт рискует стать не прибыльным.
К слову, это подтверждают и данные экспертов: при том, что население на 25-30% меньше доверяют кредитным организациям, последние тоже не отстают, снизив своё доверие к населению также на четверть. Сегодня как банкам, так и МФО нужен благонадежный заёмщик, точно знающий в какой срок и какими суммами будут возвращены денежные средства.
Что касается дополнительных услуг, то любая серьёзная кредитная компания в первую очередь сосредоточена на предоставлении основных продуктов. И рентабельности такой организации не способствует «навязывание» страховок, SIM-карт и прочего, если безответственный заёмщик просчитается в своих доходах и примет решение не вернуть кредит.

Об аудитории «50+»
По данным нашего Аналитического центра, самым благонадёжным заёмщиком считается именно клиент в возрасте «50+». Люди старшего возраста более мудрые в финансовых вопросах, наученные многолетним опытом. Нам известно, что в ряде регионов нашей страны (Поволжском крае, Архангельске, Калининграде и др.) проходят занятия по повышению финансовой грамотности возрастных граждан.
Представители старшего поколения нуждаются в содействии по освоению инновационных возможностей, которые предоставляют сегодня компании: оплата коммунальных услуг, онлайн-консультации финансовых помощников, интернет-банкинг, получение необходимых справок и документов, онлайн займы и многое другое.
Кроме того, важно уделить внимание таким вопросам, как: противодействие мошенничеству в Интернете и реальной жизни, где хранить и куда вложить имеющиеся средства, как получить оперативное содействие в решении финансовых проблем и оставить жалобу на противозаконные действия кредитных организаций.
Так, старшее поколение теряет временные и материальные ресурсы в виду некоторого консерватизма в финансовых вопросах и высокой степени доверия к окружающим. Зачастую последнее приводит к тому, что возрастные граждане становятся жертвами мошенников. Данную ситуацию стоит исправлять, усилив информирование аудитории «50+» в области противодействия преступникам, вымогающим деньги различными способами.

Сергей Седов, директор МФО ООО «Займер», сервис онлайн займов