Финансы и право 11.01.2016

«Костяк» кредитных кооперативов составляют пенсионеры

Шрифт

Ассоциация кредитных потребительских кооперативов «Альянс» оказывает помощь в создании и развитии ответственных, социально ориентированных кредитных кооперативов. Помимо различных программ и проектов помощи кредитным кооперативам, ассоциация ведёт активную информационно-просветительскую работу в направлении повышения финансовой грамотности населения. Председатель правления АКПК «Альянс» Парчинская Галина Августовна ответила на вопросы «50 ПЛЮС».

Расскажите, пожалуйста, как зарождалась ассоциация?

Изначально ассоциация объединяла 15 кредитных потребительских кооперативов из семи регионов России, её основой была взаимопомощь и обмен опытом для решения текущих проблем. Мы начинали с решения простых вопросов — унификация договоров, юридическая помощь, совместные семинары. Саморегулируемые организации (СРО) зачастую предоставляли аналогичные услуги, но из-за громоздкости и определённой бюрократизации процесса, этот опыт не всегда был положительным. Работа в ассоциации позволила решать возникающие вопросы в разы быстрее, а опыт работы с разными регионами помогал кооперативам оперативно обмениваться наработками. Постепенно ассоциация стала предлагать своим членам всё большее количество различных услуг, что помогает в развитии ответственных и социально-ориентированных организации. 

Какие сегодня основные направления работы?

На данный момент ассоциация сосредоточена на следующий направлениях: юридическая помощь кооперативам и пайщикам, повышение профессионального уровня персонала кооперативов, инвестиционное посредничество, внесудебное рассмотрение споров между пайщиками и кооперативами, повышение финансовой грамотности населения. Необходимо понимать, что новые направления мы не добавляем искусственно «ради галочки», а ведём постоянный диалог с кооперативами и стараемся на основе их потребностей и пожеланий формировать необходимый инструмент.

Как удаётся быть арбитром в спорах?

Мы на себя не примеряем лавры финансового омбудсмена в кредитной кооперации, но тем не менее определённый опыт нами накоплен. Нами разработаны стандарты работы с обращениями граждан, каждый случай индивидуально рассматривается. За время работы ассоциации рассмотрено более 50 обращений граждан, и все они решены в досудебном порядке. Самое главное — помнить, что все стороны заинтересованы в решении возникшего вопроса, обязательства необходимо выполнять, но разумный компромисс всегда возможен.

У вас не было желания получить статус саморегулируемой организации?

Изначально такие мысли были, но уже на момент создания ассоциации в секторе кредитной кооперации действовало десять СРО, поэтому было сложно соответствовать количественным показателям (на тот момент не менее 100 кооперативов должно было входить в СРО). Не так давно принят закон о «Саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков», где требования к СРО ещё более ужесточились, поэтому этот вопрос окончательно закрыт. Тем не менее, мы считаем, что формат ассоциации очень удобный и позволяет достичь поставленных целей.

Большинство пайщиков кредитных кооперативов традиционно составляют люди пожилого возраста. С чем вы это связываете и каким образом учитываете в работе?

Действительно, «костяк» практически любого кооператива составляют пенсионеры. Мы это связываем с тем, что рынок финансовых услуг недостаточно адаптирован к возрастным особен­ностям и финансовым возможностям пожилых людей. Да, есть более или менее удачные решения для этой категории населения у банков (Совкомбанк или Сбербанк, к примеру), но это катастрофически мало для такой большой аудитории. Кооперативы традиционно более понятны старшему поколению, которые пользовались ими и в советское время, плюс позволяют расширить круг финансовых инструментов. Вместе с тем, работа с возрастной группой накладывает определённые обязательства на сотрудников. Наша чёткая позиция, что кооператив не только (если хотите, то даже и не столько) финансовый инструмент, но и в большой степени социальная работа, ведь не зря кооперативы имеют некоммерческий статус.

Вы много времени уделяете работе по повышению финансовой грамотности. Каких успехов удалось достичь в этом важном для России направлении?

Повышение финансовой грамотности населения — одна из ключевых задач ассоциации. Наше объединение разработало типовые планы лекций по финансовой грамотности, единые наглядные материалы. Все участники регулярно выступают в школах, институтах с уроками финансовой грамотности, регулярно проводятся вебинары.

Отдельно хочется сказать о работе с более старшей аудиторией. Для людей категории «50+» мы устраиваем своеобразные «дни знаний», когда в неформальной обстановке можно пообщаться с экспертами в данной области, задать вопросы. По нашему опыту можно сказать, что формат некого клуба более удобен для людей старшего возраста, чем более формализованные мероприятия.

Растёт ли, по вашему мнению, уровень финансовой грамотности населения?

Это достаточно сложный вопрос. С одной стороны финансовая грамотность населения медленно, но растёт. Мы это видим и по своим субъективным оценкам, когда к нам приходят уже более финансово подготовленные люди, которые знают, что такое кредитный потребительский кооператив, чем он отличается от банка и т.п. Отчасти это подтверждают и социологические исследования. С другой стороны, общий уровень финансовой грамотности населения ещё крайне низок, в большинстве своём люди не знают многие финансовые инструменты, не могут адекватно оценить финансовые риски, не ведут учёт личных финансов.