Финансы и право 07.12.2015

«Период охлаждения» для страховых компаний

Шрифт

Банк России издал указание «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».

Документ определяет срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования. «Период охлаждения» составляет не менее пяти дней, но может быть и больше по усмотрению страховщика. Отсчет периода ведется со дня заключения договора, вне зависимости от дня уплаты взноса. Если человек отказывается от страховки в «период охлаждения», страховая компания вернёт ему деньги за полис. Если договор не вступил в силу – сумма возврата 100 процентов, если договор начал свое действие, то страховщик удержит часть средств за дни действия договора.

Под действие «периода охлаждения» попадают все виды страхования, пользующиеся популярностью. Их перечень обширный, это страхование: жизни, от несчастного случая, финансовых рисков, а также автокаско, ответственность владельцев авто- и водного транспорта, гражданская ответственность перед третьими лицами, добровольное медицинское страхование.

По словам директора департамента страхового рынка Центробанка Игоря Жука, появление указа стало следствием негативной практики, сложившейся на страховом рынке. В течение последних нескольких лет физическим лицам при получении страховых или банковских услуг просто навязываются страховые продукты, которые им не нужны. Часто граждане и не знали, что, к примеру, вместе с кредитом получают страховую услугу, либо страховая услуга является обязательным условием заключения кредитного договора.

Наиболее острая проблема в последний год стоит на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Страховщики вместе с полисом ОСАГО вынуждали автовладельцев страховаться от несчастного случая, страховать имущество и пр. Хотя законодательно запрещено обуславливать получение одних услуг приобретением других. За навязывание дополнительных услуг предусмотрена административная ответственность.

Банк России провел ряд мероприятий, который позволил несколько снизить напряженность на рынке ОСАГО. По данным службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, в третьем квартале т.г. почти на 70% снизилось число жалоб на навязывание дополнительных страховок при оформлении полисов ОСАГО. Введение «периода охлаждения» - еще одна мера, позволяющая человеку отказаться от навязанной страховой услуги без прохождения обязательных процедур.         

После регистрации указания в Министерстве юстиции и вступления его в силу, страховые компании будут обязаны привести свою деятельность в соответствие в течение 90 дней.