Финансы и право 16.11.2015

Финансовые институты недружественны к людям с ограниченными возможностями

Шрифт

Национальное агентство финансовых исследований и компания «Финпотребсоюз»  опубликовали отчет об исследовании по оценке уровня открытости и дружественности российских банков в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.

По данным исследования, ни один банк из шести десятков крупнейших финансовых учреждений не адаптирован под клиентов с ограниченными возможностями. Отделения половины банков не оборудованы пандусами для инвалидов-колясочников, а сайты крупнейших банков не имеют «версии для слабовидящих». Что касается сайтов, специалисты изучили шрифты, которыми набраны телефоны контакт-центров. Выяснилось, что 20 банков из 60 использовали шрифт, в два раза превышающий основной; 27 банков использовали средний, 13 – напечатали номера телефонов мелким шрифтом. В списках банкоматов указали доступный вход для инвалидов лишь три банка.

При анонимном обзвоне кол-центров, исследователи выяснили, что пандусы и широкие дверные проемы есть у 31 банка, у 17-ти таковых нет, а сотрудники 12-ти кол-центров ничего об этом не знают. Видимо, в этих же банках не знают, что делать, когда инвалид нуждается в помощи, чтобы подняться в отделение. В 40 банках сотрудники выразили готовность помочь. Что касается обслуживания, то в 36 банках инвалид будет обслужен вне очереди, в 18-ти – в порядке общей очереди, 6 затруднились ответить. Вместе с тем в 17-ти банках для инвалидов действуют льготы и акции, 5 банков предлагают услугу вызова менеджера на дом. Таким образом, исследователи определили пятерку самых недружественных для инвалидов банков. Это Балтийский банк, Мособлбанк, Газпромбанк, Азиатско-Тихоокеанский банк, «Тинькофф Кредитные системы». 

По мнению председателя НАФИ Ольги Львовской, большинство банков в действительности не очень дружественны к людям с ограниченными физическими возможностями. Это проявляется не только в физической доступности объектов, но и в доступности банковских услуг. Инвалидам сложнее получить кредит, либо он выдается под более высокий процент – банки считают данный сегмент потребителей финансовых услуг высокорисковым. В то же время бизнес становится более социально ответственным, это проявляется и в финансовой сфере с открытием специальных банков для людей с ограниченными физическими возможностями. Но это единичные случаи, а в целом, по словам экспертов, для банков люди, имеющие ограничения в передвижении, пока не являются приоритетом. Регулятор обязал обратить внимание банков на эту проблему: до июля 2016 года пандусы должны быть установлены во всех отделениях, обслуживающих население.