СМИ о нас 03.05.2012

Бизнес на «новых старых»

Шрифт
03 мая 2012 года/МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ/Галина Паперная

Каталог товаров и услуг, официально сертифицированных для людей предпенсионного и старшего возраста, уже осенью получит по почте более миллиона россиян. Это первая инициатива бизнес-ассоциации «Пятьдесят плюс», члены которой готовы инвестировать средства в развитие рынка товаров для зрелых потребителей. Таковых, по оценкам маркетологов, в России к 2017 году будет 45,5% от всего населения.

Специфической чертой зрелых потребителей нового поколения является то, что их карьера с самого начала развивалась в условиях рыночной экономики и все последние годы давала стабильно высокий доход. Если человек всю сознательную жизнь передвигается на приличном автомобиле, ездит с семьей отдыхать за границу и регулярно посещает фитнес, вряд ли на пенсии он захочет ездить в троллейбусе и проводить досуг на лавочке в сквере, уверены члены новой ассоциации «Пятьдесят плюс». «Людям в нашем возрасте нужно все то же самое, что молодым, но только больше и лучшего качества», — говорит Элизабет Смагин-Меллони, которая более 20 лет назад организовала в Вене первую европейскую выставку товаров для людей старшего возраста. Сейчас она консультирует российский проект.

Она отмечает, что сегодня в развитых странах уже существует индустрия, ориентированная на потребителя в летах, отличающегося особой взыскательностью, — senior market. «Людям в возрасте нужно все, даже очень хорошие презервативы с понятной инструкцией, чтобы не заразиться во время контактов с более молодыми партнерами. В России же о людях после определенного возраста в принципе не принято думать в таком ключе», — говорит австрийский консультант. Но власти утверждают, что готовы изменить взгляд на «новых старых» и будут способствовать тому, чтобы это сделал и бизнес. «Сегодня мы должны изменить существующее отношение к старости, создать людям зрелого возраста другой уровень возможностей», — говорит заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова, активно продвигающая проект.

В странах, где всегда были платежеспособные люди в годах, маркетинговые подразделения крупных компаний занимаются изучением их потребностей и пристрастий. И дело тут не в социальной ответственности бизнеса. «Каждый третий евро в Германии тратится на покупку товаров и услуг для потребителей старше 50 лет, — сказала «МН» автор проекта «Пятьдесят плюс» Мария Салуцкая. — Мы занимаемся бизнесом, а не благотворительностью. Мы намерены обобщить весь имеющийся здесь опыт и помочь компаниям создать новые продукты, ориентированные на взрослых людей». Пока, по Марии Салуцкой, в нашей стране фактически отсутствуют маркетинговые стратегии, которые принимали бы во внимание специфику аудитории старше 40–45 лет. «Одна из первых задач, которую ставит перед собой новая ассоциация, — исследование спроса. Компании не рискуют тратить на это деньги и не имеют ни малейшего представления о возможностях, которые открываются в этом сегменте», — отмечает автор идеи.

Пока членов бизнес-ассоциации «Пятьдесят плюс», предложения которых войдут в каталог, немного. Например, строительная компания ПИК предложила особые расценки на жилье по программе «Мои года — мое богатство», банк «Огни Москвы» со своим вкладом под повышенный процент для пожилых и оператор мобильной связи «Мегафон», предлагающий абонентам на пенсии льготный тариф. Постоянным партнером новой инициативы уже стала «Почта России», основными клиентами которой являются пенсионеры. На подходе производители сладостей и бытовой техники. «В дальнейшем мы будем побуждать производителей начинать делать такие удобные товары, как говорящий тонометр или говорящие весы, — объясняет Салуцкая. — На Западе мобильные телефоны с большими светящимися кнопками тоже были придуманы изначально для людей старшего возраста, а в итоге эта простая и удобная вещь стала пользоваться спросом и у граждан среднего возраста».

Эксперты, впрочем, полагают, что много заработать на этой категории клиентов не удастся, во всяком случае быстро. «Если говорить о развитии этого сегмента рынка как о бизнесе, это, безусловно, стратегически важное направление, — поделилась своими соображениями с «МН» старший преподаватель кафедры социально-экономических систем Высшей школы экономики Юлия Лежнина. — Но надо понимать, что сейчас к среднему классу мы относим примерно четверть населения, и какой процент из них сохранит платежеспособность, выйдя на пенсию, сказать трудно. К тому же производство высокотехнологичных и высококачественных товаров требует больших инвестиций, которые в результате влияют на стоимость таких товаров. В Европе нет дешевых товаров для людей в возрасте. Поэтому я бы в первую очередь делала ставку на лакшери-сегмент — вложенные средства быстрее вернутся, да и живут состоятельные люди дольше».

Роспотребнадзор видит в проекте и социальный аспект. Замглавы ведомства Борис Кузькин отмечает, что сегодня на пожилых потребителях стремятся заработать производители со специфической репутацией — например, производители биологически активных добавок, которые в России пенсионеры употребляют больше всех остальных. Роспотребнадзор готов предоставить пул своих экспертов для проверки товаров и услуг, которые войдут в каталог «50», именно на соответствие требованиям старшего возраста, заверил Кузькин.