СМИ о нас 09.11.2012

В 50 лет жизнь только начинается

Шрифт

                    

В ТПП РФ прошла I Международная конференция по сеньор-маркетингу. Речь идет об услугах тем, кто сохраняет активный образ жизни и в пожилом возрасте. Участники познакомили российский бизнес с международным опытом в этой области, обосновали актуальность работы с людьми, которым уже за 50, в том числе необходимость развития услуг для них, разработки новых товаров и т. д.

Председатель оргкомитета проекта «50 плюс» Мария Салуцкая заявила, открывая мероприятие, что такая конференция проводится в России впервые. Она напомнила: в прошлом году в России стартовал социально ориентированный проект «50 плюс», направленный на развитие негосударственной системы поддержки людей старшего и зрелого возраста, что должно способствовать более глубокому использованию их нравственного и экономического потенциала, сохранению их активного присутствия в жизни страны.

Первой акцией проекта стал форум-выставка «Все плюсы зрелого возраста», который с большим успехом в ноябре 2011 года прошел в ЦВК «Экспоцентр» в Москве. Во всем мире существует индустрия товаров и услуг, рассчитанная на покупателя зрелого и старшего возраста. Это направление надо развивать и в России.

Участников конференции приветствовал президент ТПП РФ Сергей Катырин, который указал, что людей старше 50 лет следует более активно привлекать к жизни страны, использовать их знания и опыт. Люди зрелого и старшего возраста, располагающие глубокими профессиональными знаниями и большим житейским опытом, энергией, имеющие желание отдавать свои силы обществу, должны получить такую возможность.

По его словам, проект «50 плюс» находит все больше понимания во всех властных институтах. «Рано или поздно мы все достигаем этого возраста, и на сегодняшний день в нашей стране в силу ряда причин тех людей, кто перешагнул этот рубеж, становится больше, а тех, кто еще не достиг, не становится больше настолько, чтобы это было удобоваримо, в том числе и для экономики».

Немецкий консультант-аналитик по рынку для людей зрелого возраста Матиас Кнагге рассказал, что в Германии снижается рождаемость и увеличивается продолжительность жизни. Так называемое тройное старение населения привело не только к его сокращению, но и к появлению категории граждан, кому за 100. Сейчас в компаниях меняют стратегии маркетинга с учетом особых потребностей пожилых людей. Первоначальная идея создать специальные отделы, в которых представлены товары для пожилых, оказалась неудачной. Специальные товары не вызвали большого спроса, поскольку люди не хотят, чтобы им постоянно напоминали о существующих проблемах.

Вот почему в Германии перешли к концепции «дизайн для всех», который учитывает потребности большинства. Оказалось, что намного проще будет найти потребителей таких товаров. Потребовались и иные изменения, например, пришлось поменять не только само здание магазина, чтобы сделать вход более доступным для пожилых граждан, но и продукты, которые продаются там. Сейчас на многих тележках в супермаркетах появляются лупы для того, чтобы можно было прочесть надписи, сделанные мелким шрифтом. Для компаний организуются специальные тренинги.

Заместитель декана факультета менеджмента НИУ Высшей школы экономики Марина Шерешева сообщила, что в России 46 млн жителей старше 50 лет, а 13% населения страны пересекли рубеж в 65 лет. Это огромный потенциальный рынок, важность которого будет неуклонно возрастать. Нужно учиться работать на нем сейчас, хотя, безусловно, материальное положение большинства пожилых людей оставляет желать лучшего. Но многие из тех, кому за 50, и сегодня уже имеют возможность путешествовать, заниматься любимым делом, на которое раньше не было времени. Они работают, путешествуют, участвуют в жизни страны. Бизнесу в России следует внимательнее относиться к этой группе потребителей. В развитых странах те, кому за пятьдесят, контролируют до трех четвертей капитала; в США они владеют 4/5 всех сбережений в банках.

Говоря о принципах создания в России с учетом международного опыта рынка для потребителей старше 50, Мария Шерешева подчеркнула, что товары на него могут приходить и из глобального рынка, а вот услуги всегда местные, и здесь огромное поле деятельности и для бизнеса, и для государственных структур. В развитых странах мира люди старшего возраста в значительной степени определяют политику крупных компаний и государственных институтов.

В России еще предстоит создать, в частности, индустрию образовательных услуг, используя для этого механизм государственного софинансирования подобных программ. Только при поддержке государства и бизнеса трудовой, творческий и экономический потенциал старшего поколения будет раскрыт полностью. Нужно создавать и развивать рынок социального туризма для людей зрелого и старшего возраста, повышать уровень их юридической, финансовой, компьютерной грамотности. Эти и другие интегрирующие меры повысят качество жизни старшего поколения. В итоге выиграют они, бизнес, государство, все общество.


Автор: Алексей Беев