Образ жизни 12.01.2017

На обиженных воду возят

Шрифт

На затрагивающие нас события мы реагируем прежде всего эмоциями: чувствуем гнев, печаль, страх, раздражение, вину и так далее... Если мы не умеем с ними справляться, если не держим штурвал эмоционального состояния в своих руках, то последствия могут быть самыми неприятными: мы совершаем поступки, о которых впоследствии сожалеем, мы ссоримся с близкими людьми, ухудшается наше самочувствие, а если ситуация будет длиться достаточно долго, то появляются психосоматические заболевания.

 

Кто из нас ни разу не чувствовал себя обиженным? Думаю, обида знакома каждому. Даже если вы не обидчивый человек, всё равно наверняка испытывали эту неприятную эмоцию. Но хотя обида очень распространена, в ней есть загадка. Пошёл дождь — я промок, но мне не обидно. Осёл лягнул — мне больно, но не обидно. А вот когда близкий мне человек сделал что-то не так — я обижаюсь. Разве не странно? Как такое может быть? А главное — как с обидой справиться? Простить? Забыть? «Забить»? Давайте разберёмся.

 

Знакомьтесь: саногенное мышление

 

Глубокий, оригинальный и практически эффективный способ работы с негативными эмоциями создал Юрий Михайлович Орлов (1928– 2000), замечательный российский психолог, философ, педагог. Оказывается, негативные эмоции нужно размысливать! Именно это слово используют в системе саногенного (sana — здоровье) мышления, автором которой является Ю.М. Орлов.

 

Размысливание эмоций по специальному алгоритму приводит к тому, что они угасают. Более того, именно благодаря негативным эмоциям (обиде, вине, стыду, зависти, возмущению и др.) человек узнаёт о своих неосознаваемых и нереалистичных ожиданиях относительно самого себя и других людей. Вместо пустого страдания — самопознание плюс тренировка, принятие себя таким, какой ты есть, и других (прежде всего — близких) людей такими, какие они есть. Саногенное мышление направлено на внутренний мир человека, на его эмоции, чувства, переживания (а не на решение задач, которые ставит окружающий нас внешний мир). Например, человек может размышлять над конфликтной ситуацией с целью перестать обижаться, или ревновать, или стыдиться, или бояться и т.д.

 

Если человек умеет размышлять об эмоциях так, что его внутренняя напряжённость уменьшается, тем самым снижая вероятность психосоматических заболеваний, то такое мышление и есть саногенное, то есть порождающее здоровье. Противоположность ему — патогенное (порождающее болезнь) мышление — это наш обычный образ мыслей, обусловленный стереотипами, автоматизмами, привычками. Особенности саногенного и патогенного мышления ясно высвечиваются в сравнении и могут быть представлены в виде таблицы, составленной на основе работы Т. Васильевой «Саногенное мышление учащегося, учителя» (Калининград, 2000).

 

Как устроена обида?

 

Как мы уже заметили, я обижаюсь на поступки не чужого, а близкого мне человека. Значит, у меня есть определённые ожидания относительно того, что он будет делать, как он должен поступить. Если действия человека совпадают с моими ожиданиями, то всё хорошо. Если совпадения нет — я на него обижаюсь. Итак, три составляющие, из которых устроена обида:

 

• Мои ожидания о том, как другой человек должен вести себя.

 

• Его реальное поведение.

 

• Сопоставление моих ожиданий с реальным поведением другого человека и рассогласование между ними.

 

Для появления обиды необходимы все пункты. Если нет хотя бы одного из них — ожидания, сопоставления, рассогласования — нет и обиды. Важно подчеркнуть, что ожидания обычно не осознаются, а умственная операция сопоставления выполняется автоматически. Теперь перейдём к практике.

 

Когда психологический «механизм» появления обиды понятен, мы можем перейти к следующему шагу: мы будем обиду размысливать.

 

Работа над обидами

 

Первый вопрос, который нужно себе задать, такой: «Как должен был бы вести себя другой человек, чтобы я на него не обижался?» Отвечая на этот вопрос, мы проясняем свои ожидания — первую составляющую обиды.

 

Следующий шаг в работе над обидой: корректирование моих ожиданий в сторону большей реалистичности, в направлении того, что есть на самом деле. Если я этого не делаю, значит я не принимаю другого человека таким, какой он есть, а принимаю его только соответствующим моим ожиданиям, то есть только удобным для меня. Для того чтобы мыслить саногенно, важно осознать, что мои ожидания живут в моей голове, а реальность — это другой человек, такой, какой он есть. Если я не хочу корректировать свои ожидания, я отказываюсь принимать реальную действительность. Как говорил Ю.М. Орлов: «Человек с жёсткими ожиданиями — несчастен».

 

Осуществить корректировку ожиданий относительно другого человека поможет вот какой вопрос: «Почему он вёл себя иначе, чем я ожидал?» Важно постараться понять причины, цели действий другого человека. Если это удалось, то получится сделать и следующий шаг: принять человека таким, каков он есть, «разрешить» ему быть собой и простить.

 

Здесь можно и остановиться, но желательно пойти дальше и задать себе ещё один вопрос: «Откуда у меня такие ожидания? Каким образом (от кого) они попали мне в голову?»

 

На вопросы лучше отвечать письменно. Если вы все делаете правильно, действительно задумываетесь над вопросами, то обида будет уменьшаться, вы почувствуете, что вас «отпускает».

 

Так работает саногенное мышление: вы и ни на кого не «взрываетесь», и не носите негативное переживание в себе — оно угашается.

 

Когда вспоминаются обиды, нужно не гнать их, а размысливать по той же схеме: прояснить неосознанные ожидания, постараться понять причины поступка человека, принять его, какой он есть, скорректировать свои ожидания и простить.

 

Ю.М. Орлов говорил, что наши эмоции подобны компьютерным программам: в какие-то моменты они включаются и берут управление на себя. «Программистом» является наша культура: она задаёт стереотипы мышления, чувств, действий. Человек, который мыслит патогенно, не осознаёт этих программ, он только переживает и действует «на автопилоте». Но вам это уже не грозит.

 

Практическое задание 1

 

Вспомните три ситуации, когда вы на кого-нибудь обиделись. Убедитесь, что в каждом случае были все три составляющие обиды, все её «ингредиенты».

 

Практическое задание 2

 

• Вспомните три ситуации, когда вы на кого-нибудь обиделись. Ответьте на вопросы:

 

• Какие у меня были ожидания относительно другого человека? Что он, по моему мнению, должен был делать ?

 

• Как он поступил в реальности?

 

• Почему он повёл себя иначе, чем я ожидал?

 

• Откуда у меня взялись такие ожидания? Почему я решил, что человек должен поступить именно так?

 

Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке