Мнение 02.02.2016

Не нужен нам берег турецкий

Шрифт

В силу многих известных причин – мы переориентируемся на внутренний туризм. И правда, немногие из нас могут похвалиться тем, что были на Камчатке, на Байкале или в Бурятии.

Что делается для того, чтобы организовать такое путешествие было так же просто, как купить зарубежный вояж?

...Для начала немного статистики — она, как известно, знает всё. Каждое одиннадцатое рабочее место в мире сегодня создаётся в туристической сфере.

Россия сегодня входит в десятку самых перспективных для развития туризма стран — это данные Всемирной туристической организации (ВТО), в которой наибольшим уважением пользуются страны с самым большим внутренним турпотоком (абсолютный чемпион тут — США).

Как обстоит дело в России? Некоторые обнадёживающие цифры есть: например, в минувшем году в Санкт-Петербурге количество прибывших туристов впервые превысило численность населения города — это для той же ВТО тоже весьма важный показатель.

Экономические трудности волей или неволей заставили потребителей туристических услуг обратиться в сторону внутреннего туризма.

«В России существует огромный отложенный спрос на внутренний туризм, — говорит заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев. — Иначе говоря, у множества людей есть вполне осознанное желание путешествовать по своей стране. Но вот куда именно среднестатистический россиянин хочет поехать, он чаще всего просто не знает».

Даже у москвичей и петербуржцев уровень знаний о другой столице — за исключением нескольких общеизвестных достопримечательностей — весьма невысок. Хотя бы потому, что более или менее сформировавшийся стереотип поведения в Европе или в Азии у наших соотечественников уже имеется, а вот с Россией — особенно в части знаний о настоящем и прошлом своей страны — дело обстоит похуже. «Создавать турпродукт мы худо-бедно научились, — сказала как-то исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. — Теперь бы научиться продавать его!»

Именно этим желанием во многом и обусловлена проводимая с прошлого года новая маркетинговая политика Ростуризма — она известна под именем «Время отдыхать в России». Политика эта, как когда-то Земля в представлении древних, основана на трёх «китах». Первый — государственно-частное партнёрство, на котором основана принятая несколько лет назад Федеральная целевая программа (ФЦП) развития внутреннего и въездного туризма. Иными словами, развитие туризма в регионах должно в первую очередь основываться на частных инвестициях и только потом — на вложения (в основном на развитие капитальной инфраструктуры — дорог, газопроводов и т. д.) государственного и местного бюджетов.

Понятно, далеко не все регионы входят в ФЦП, но многие из тех, что в ней участвуют, в последнее время немало продвинулись в развития туризма — как, например, совсем не туристические до недавнего времени Тульская и Рязанская области: только есенинское Константиново в минувшем году посетило около полумиллиона человек. Отдельные точки развития туризма сливаются в районы ускоренного развития туризма — сегодня их модно называть кластерами.

А кластеры вполне могут — и должны! — быть соединены маршрутами, которые принято называть брендовыми. Сегодня их в нашей стране — раз-два и обчёлся: Москва, Петербург, «Золотое кольцо России». И всё.

«Гладко вписано в бумаги...»

Готовится к запуску несколько таких маршрутов. «Северное ожерелье» посвящено памятным местам Вологодской, Архангельской областей и того исторического региона, который когда-то назывался Ингерманландией (Ленинградская область и часть Карелии). Частично совпадающие «Великий чайный путь» и «Великий шёлковый путь» включат в туристический оборот несколько южных регионов России. И, наконец, последний по времени рождения и инициированный музеем-заповедником «Ясная Поляна» маршрут «Русские усадьбы».

Как когда-то говаривал её владелец, «гладко вписано в бумаги, да забыли про овраги». Если районы, где проходили старые караванные пути, отличаются большей или меньшей развитостью дорожной сети, то на Русском Севере (и в той же Ленинградской области) и в особенности там, где когда-то располагались насиженные, но ныне полузабытые «дворянские гнёзда», дело обстоит, мягко говоря, не лучшим образом. Отдельные исключения — как, например отличное шоссе, недавно дошедшее до тульской усадьбы русского энциклопедиста Андрея Болотова Дворяниново, пока погоды не делают.

Наконец, усилиями Ростуризма и Минкультуры в нынешнем году должно быть завершено создание единого общенационального календаря туристических событий, «глубина» которого составит от 9 месяцев до года. Его появление, с одной стороны, существенно поможет тем турфирмам, которые привыкли ориентироваться на конкретные событийное мероприятия, а с другой — осложнит работу по принципу «лучшее — враг хорошего» и лишит аргументов типа «мы слишком поздно узнали».

Улица с односторонним движением?

Ещё не так давно одной из главных форм путешествия по родной стране были памятные по советским временам туры выходного дня. Помните? Пузатый «Икарус», ненавязчивый сервис, многолюдная группа... И особенно привередничать не приходилось — большую часть стоимость поездки оплачивал профсоюз. «Новые песни придумала жизнь» — и самостоятельный в финансовом и техническом отношении турист всё больше предпочитает путешествовать самостоятельно — по данным той же статистики, более трети населения европейской части России имеет своих четырёхколёсных «коней». Была бы, во-первых, хорошая и безопасная дорога, во-вторых, то, что сегодня называется туристической навигацией (по-простому — указатели на те или иные достопримечательности) и, разумеется, было бы где поесть.

Однако их наличие совсем не означает, что, скажем, те же туры выходного дня превратятся в «уходящую натуру». Организаторам туризма не следовало бы забывать о том, что для многих пожилых людей (а толщина их кошелька обычно обратно пропорциональна знаниям о своей стране)  такие туры — единственная возможность эту саму страну повидать. Да и сам внутренний туризм не может быть «улицей с односторонним движением» — без реальной поддержки государства ему не подняться. «А с его стороны, — говорит Михаил Романов, директор одной из старейших российских турфирм, ориентированных именно на внутренний стороны, — мы пока не видим и не слышим ничего, кроме очень правильных, но остающихся именно таковыми слов».

Георгий Осипов



Читайте также: