Мнение 19.02.2015

20% россиян стали экономить на продуктах

Шрифт

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг, какие способы экономии практикуют в своей семье.

Часть россиян считает, что в стране наступил экономический кризис, и они начали экономить, занимать в долг, накапливать сбережения и т.д. По оценкам респондентов, за полгода цены на товары и услуги существенно выросли. Прежде всего говорят о подорожании овощей и фруктов, сахара и мяса (91%, 90% и 89% респондентов, соответственно), а индексы роста цен* составляют 79, 78 и 76 п. Для сравнения, в сентябре 2014 г. показатель, отражающий восприятие роста цен на фрукты и овощи составлял 45 п.

 И в такой ситуации каждый пятый россиянин признается, что в последний месяц ему пришлось перейти к приобретению более дешевых продуктов (20%) или вовсе отказаться от покупки некоторых товаров (23%). Каждый шестой начал это делать еще шесть месяцев назад (16% и 18%) и еще каждый пятый – более полугода (22% и 21%). К прочим «антикризисным» мерам большинству наших сограждан прибегать еще не приходилось. Среди наиболее распространенных моделей поведения можно выделить покупку продуктов впрок (сегодня это практикуют 39% опрошенных) и выращивание собственных овощей и фруктов (33%). Около трети ведут поиск более  высокооплачиваемой работы или приработка (33%), тратят сбережения на повседневные расходы (30%). Четверть респондентов берет деньги в долг у знакомых (24%), пятая часть оформляет кредиты в банке (22%). Наконец, лишь 13% делают сбережения в валюте и 11% продают ценное имущество или даже личные вещи.