Финансы и право 22.06.2016

Что думают о кризисе россияне

Шрифт

Антикризисный мониторинг компании Ipsos Comcon проводится ежемесячно. Компания изучает реакцию соотечественников на проявления экономической нестабильности. В мониторинге отражена информация о покупательском и финансовом поведении граждан, об их восприятии и вовлеченности в кризис, о основных социальных и экономических событиях. Проводится опрос в городах-миллионниках среди россиян 18-45 лет. Опрос, проведённый в мае этого года, выявил, что празднование Дня Победы потеснило экономический кризис в умах россиян. 

Так, экономический кризис волнует 54% опрошенных, тогда как в апреле кризис волновал на 7% больше граждан. Россияне продолжают экономить на продуктах всех категорий. Россияне выражают осторожность — четверть опрошенных считают, что экономическая ситуация в стране через год только ухудшится.

Негативные последствия кризиса — повышение цен, снижение уровня зарплат — волнуют более половины граждан. На третьем месяце после кризисных явлений в рейтинге самых важных событий мая, у россиян стояла борьба с террористами ИГИЛ.

И всё же, по мнению экспертов, важность этого события снижается с каждым месяцем. Меньше россияне стали говорить и о падении рубля — в мае эта проблема волновала 41% опрошенных, тогда как в апреле — 49%. Пятое место в рейтинге популярности занимает чемпионат мира по хоккею 2016, его обсуждают 37% россиян.

В то же время фонд «Общественное мнение» провёл опрос среди 1,5 тысяч россиян в 104 населённых пунктах 53-х субъектов РФ. В отчёте отмечается, что экономический кризис волнует 79% россиян. По мнению респондентов, проявляется он, в первую очередь, в росте цен и тарифов, в снижении уровня жизни людей, маленьких зарплатах. Люди отмечают задержку зарплаты, рост безработицы, сокращения, слабое развитие сельского хозяйства и спад экономики в целом. 12% опрошенных сказали о том, что экономического кризиса в стране нет. Большинство респондентов уверены, что кризис продлится ещё три года.

Эксперты отмечают, что у людей существенно изменилось отношение к покупкам в кредит. 88% опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующего года. Экономия личных средств переросла в устойчивую привычку, которая повлияет на потребительскую среду на последующие годы, — считают эксперты. Похожие результаты показал опрос представителей бизнеса — только 45% представителей бизнес-сообщества считают, что экономическая ситуация выправится к следующему году.