Финансы и право 18.06.2016

Будет ли реформа рынка автострахования?

Шрифт

Думский комитет по финансовому рынку поддержал поправку о праве Банка России создать специализированную компанию по обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельцев. Национальная перестраховочная компания должна работать под эгидой Банка России.

Первоначально Центробанку будет принадлежать 100% акций компании, в дальнейшем лица не имеют права приобретать более 10% акций НПК. По мнению авторов поправок, ситуация с полисами ОСАГО вызывает озабоченность регулятора, который принимает серьёзные меры для того, чтобы граждане могли исполнить свою обязанность по страхованию ответственности автовладельцев. Участники страхового рынка неоднозначно отнеслись к предложению. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, участники считают, что создание НПК должно быть крайним случаем.

Страховщики ОСАГО в настоящее время предпринимают большие усилия, создавая систему выравнивания продаж в регионах, формируя надёжную IT-систему в ОСАГО, создавая бюро страховых историй. Предложенные поправки создают депрессивные настроения у участников рынка. Страховщики поддерживают точку зрения президента РСА, считая, что они своими усилиями смогут оздоровить ситуацию. Они считают, что созданная компания приведёт к монополизации на рынке ОСАГО, а отсутствие конкуренции противоречит принципу рыночной экономики.

Через несколько дней правительство РФ опубликовало официальный отзыв на законопроект о создании Национальной перестраховочной компании. Правительство готово поддержать законопроект, если он будет доработан до рассмотрения Госдумой во втором чтении. Замечания касаются права голосов акционеров, владеющих менее чем 10% акций, а также необходимости обеспечения информационной открытости решений НПК. Другие замечания касаются терминологического и юридико-технического аспекта.

Напомним, что в конце прошлого года Центробанк работал над разработкой «дорожной карты» по переходу на рыночные тарифы ОСАГО. Сегодня регулятор отказался от идеи сделать тарифы рыночными — проблема тарифов отошла на второй план по сравнению с действиями автоюристов, которые делают бизнес ОСАГО убыточным. Автоюристы на месте выплачивают клиенту определённую сумму, после чего пострадавший не обращается к страховщику напрямую. По данным РСА, это привело к тому, что страховые компании сворачивают деятельность в ряде регионов.