Хронограф 29.03.2016

125 лет назад начато строительство Транссиба

Шрифт

В 1891 году Комитет по сооружению Сибирской железной дороги вынес важное постановление о том, что «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов».

Вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России в 1857 году поставил генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский. Он поручил военному инженеру Д. Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри. В 1850-1870 годах русские специалисты разработали ряд проектов, но все они не нашли поддержки у правительства, которое лишь в середине 80-х годов XIX века приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. Было много предложений и от иностранных предпринимателей. Но правительство России, опасаясь усиления иностранного влияния в Сибири и на Дальнем Востоке, отклонило предложения иностранных компаний и решило строить дорогу на средства казны.

Первый практический толчок к началу сооружения грандиозной магистрали дал император Российской империи Александр III. В 1886 году на отчёте иркутского генерал-губернатора государь наложил резолюцию: «Уж сколько отчётов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». В этом же году, ознакомившись с мнением А.Н. Корфа о значении железной дороги для дальневосточных областей, Александр III приказал «представить соображения» по поводу подготовки к строительству дороги. В 1887-м под руководством инженеров Н.П. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог, которые к 90-м годам XIX века в основном завершили свою работу.

В начале 1891 года был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги. Вскоре он вынес важное постановление о том, что «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов», и утвердил облегченные технические условия строительства магистрали. В феврале 1891-го Комитет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока.

29 марта 1891 года император Александр III подписал рескрипт о строительстве крупнейшей в мире Транссибирской железной дороги.