Финансы и право 15.01.2016

Изменение поведения потребителей финансовых услуг в кризис

Шрифт

Страна переживает сложное кризисное время, поэтому все предприятия, организации, да и простые люди перестраиваются под новые реалии. Любому финансовому институту важно планирование, которое позволяет и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе грамотно распределять ресурсы для достижения целей. И именно поэтому так важно понимать, каким образом меняется финансовое поведение населения, ведь от этого будет зависеть как политика банков, так и других финансовых организаций.

Именно этой проблеме было посвящено очередное заседание диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЕА). Основными диспутантами были Ольга Кузина (старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) и Дмитрий Лепетиков (начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24).

Ольга Кузина обозначила четыре основные тенденции, характерные для финансового положения населения:

1. Реальные доходы, зарплаты и доверие к финансовым институтам падает.

Действительно, снижение реальных доходов и зарплат практически каждый россиянин оценил на себе.

Эту тенденцию отмечает и Александр Попов, генеральный директор EasyFinance, системы по управлению личными финансами: «Мы это видим по статистике пользователей нашей системы управления личными финансами: резко сократились выплаты бонусов и премий на предприятиях, упал доход от предпринимательской деятельности, а вложения на фондовом рынке для многих обернулись не доходами, а прямыми убытками».

Елена Верёвочкина, управляющий Санкт-Петербургским филиалом РОСГОССТРАХ БАНКА, отмечает, что заработные платы снижаются не только в денежном выражении, но и в результате гиперинфляции и девальвации, в связи с чем на одну и ту же сумму сегодня можно купить существенно меньше товаров и услуг, чем ещё полтора года назад.

Данный тезис подтверждает и сегментное исследование, проводимое Marc Analytics для ВТБ24. Действительно, проведённый опрос показал, что при тех же границах дохода, граждане теперь могут «меньше себе позволить». Особенно снижение своей платежеспособности ощущает среднемассовый сегмент, у которого уровень возможностей падает третий год подряд.

2. Население выбирает консервативную стратегию поведения – большинство держат сбережения в банках, мало доверия другим стратегиям сбережения и приумножения.

Елена Верёвочкина проанализировала ситуацию и пришла к выводу, что депозитный портфель физических лиц в целом по системе растёт. По состоянию на 1 декабря 2015 г. по данным Банка России портфель составляет более 21,5 трл. рублей, тогда как год назад он был чуть более 18,2 трл. рублей, а ещё годом ранее – 16,2 трл. рублей. Примечательно то, что портфель вкладов физических лиц за 2015 года вырос на 18%, за 2014 год – на 12%, а за 2013 год – на 20%.

Вместе с тем, необходимо выделить следующую тенденцию: доля вкладов в валюте в 2015 году составила 40%, в 2014 году – 31%, а в 2013 году – 23%. Таким образом, можно констатировать, что портфель депозитов физических лиц в 2015 вырос так же, как и в 2013-м, но доля вкладов при этом в иностранной валюте выросла практически вдвое в 2015 году. И это вполне объяснимо – глубокая девальвация рубля за последние полтора года способствовала увеличению доли вкладов в иностранной валюте. Но граждане по-прежнему хранят деньги в банках и, вероятно, будут это делать и далее.

Дмитрий Лепетиков подтвердил, что в кризис ВТБ24 ощущают даже приток депозитов, т.е. люди склонные сберегать, а не тратить.

Возрастная группа «50+» также полностью вписывается в данный тренд. Люди более старшего возраста склонны к консерватизму, поэтому в большинстве своём отдают предпочтение банкам с государственным участием. По сути, в кризис надёжность становится более весомым аргументом, чем доходность.

3. Закредитованность населения осталась на прежнем уровне, а перекредитованность даже несколько снизилась.

Не самая очевидная тенденция, однако данные Ольги Кузиной и Дмитрия Лепетикова это подтверждают.


 
Александр Федeров, председатель отраслевого отделения защиты прав кредиторов общероссийской общественной организации «Деловая Россия», среди основных причин выделяет снижение эйфории потребления. По его мнению, перерекредитованность часто возникает из-за зависти к соседу, а при кризисе более разумный сосед ограничивает свои расходы и потенциальный перекредитованный гражданин не делает шага к получению «лишнего» кредита. Елена Верёвочкина также отмечает, что за 2015 год объём выдаваемых кредитов физических лиц снизился практически на 35% по сравнению с 2014 годом.

При этом общая задолженность (портфель) росла вплоть до 2014 года, а в 2015-м начала незначительно снижаться. При этом мы наблюдаем рост просрочки по портфелю физических лиц в целом по системе, практически, в два раза, а именно с 4% за 2012 год до 7,5% за 2015 год. В связи с чем можно констатировать, что показатель закредитованности граждан изменился несущественно (на 7%) при значительном уменьшении объёма выданных кредитов (на 35%) на фоне растущей просрочки по портфелю.

Относительно возрастной группы «50+» мнения экспертов разделились. Часть спикеров относит данную группу заёмщиков к повышенным рискам, другие, наоборот, считают людей старшего возраста образцовыми клиентами. Стоит отметить, что помимо банков, с людьми старшего возраста активно работают микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы, но в этих организациях значительно более высокие ставки по займам, чем в банках.  

4. Финансовая грамотность населения повышается, при том что последние несколько лет каких-либо серьёзных изменений по этому показателю не было.

Практически все эксперты отмечают, что долгое время каких-либо изменений в сфере повышения финансовой грамотности не происходило. Тем не менее, именно в 2015 году отмечается небольшой, но устойчивый рост показателей, характеризующих финансовую грамотность. Александр Попов отмечает данный рост на фоне повышения внимания СМИ к финансовым и экономическим понятиям, напрямую влияющих на жизнь обычных граждан. Кроме того, ограничение реальных доходов вынуждает людей экономить практически на всём, требует рационального подхода к покупкам, заставляет планировать свои финансы. Другие эксперты связывают данный рост с инициативами Банка России и Минфина в области повышения финансовой грамотности, которые прилагают много усилий для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону.

Практически все эксперты отмечают наличие описанных тенденций, однако насколько они будут долгосрочными в большей степени будет зависит от внешних обстоятельств.

*В статье используются данные заседания диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЕА)

Максим Брандуков