Мой дом - моя крепость 19.08.2015 | ВЫПУСК №39, АВГУСТ 2015

ОЦЕНКА УСЛУГ ЖКХ

Шрифт

Статья 4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300–1 «О защите прав потребителей» определяет качество услуги как её соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых такого рода услуга обычно используется.

Определение понятия «коммунальные услуги» содержится в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Таким образом, процесс оказания услуги — это передача исполнителем потребителю коммунального ресурса — холодной и горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии, бытового газа в баллонах, твёрдого топлива при наличии печного отопления, сточных бытовых вод.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА

Основной критерий для всех оказываемых коммунальных услуг — их предоставление без перерывов либо с допустимой продолжительностью перерыва. Каждый отдельный вид услуги обладает своими параметрами качества: для водо- и газоснабжения — состав и свойства, давление; горячее водоснабжение и отопление — давление и температура; электроснабжение — напряжение и частота электрического тока.

Согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», допустимые перерывы в подаче коммунальных услуг:

для холодного водоснабжения: не более 8 часов в месяц (всего); не более 4 часов единовременно; в случае аварии на тупиковой магистрали — 24 часа

для горячего водоснабжения: не более 8 часов в месяц (всего); не более 4 часов подряд; при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа; для проведения плановых работ 1 раз в год — не больше, чем на 14 дней

для водоотведения: не более 8 часов в месяц (всего); не более 4 часов подряд, в том числе при аварии

для электроснабжения: не более двух часов подряд — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа — если есть только один источник питания (информацию о резервирующих источниках электроэнергии можно узнать у исполнителя)

для газоснабжения: не более 4 часов (суммарно) в один месяц

для отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов подряд — при температуре воздуха в жилых помещениях выше 12 °C; не более 8 часов подряд — при температуре воздуха 10–12 °C; не более 4 часов подряд — при температуре воздуха 8–10 °C.

Требования к качеству оказываемых услуг:

для холодного водоснабжения: отклонение состава и свойств воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается (СанПиН 2.1.4.2496–09); давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах — от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см), у водоразборных колонок — не менее 0,1 МПа (1 кгс/кв. см), отклонение давления не допускается

для горячего водоснабжения: температура воды должна соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496–09) — не ниже 60 °C и не выше 75 °C, допустимое отклонение температуры горячей воды: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C; отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства о техническом регулировании не допускается (СанПиН 2.1.4.2496–09); давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора — от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв.см), отклонение давления не допускается

для электроснабжения: напряжение и частота тока должно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (ГОСТ 13109–97 и ГОСТ 29322–92), отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока не допускается

для газоснабжения: свойства подаваемого газа должны соответствовать требованиям законодательства о техническом регулировании (ГОСТ 5542–87), отклонение свойств не допускается; давление газа — от 0,0012 МПа до 0,003 МПа отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается

для отопления: температура воздуха в жилых помещениях — не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки года –31 °C и ниже — в жилых помещениях — не ниже +20 °C (в угловых комнатах +22 °C); допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время (от 0.00 до 5.00) — не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00) не допускается

давление во внутридомовой системе отопления: с чугунными радиаторами — не более 0,6 МПа (6 кгс/ кв. см); с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами — не более 1 МПа (10 кгс/кв. см); с любыми отопительными приборами — не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем, отклонение давления не допускается.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ответственность исполнителя за нарушение качества и бесперебойности коммунальной услуги складывается из двух составляющих: исполнитель обязан произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу (размер платы за коммунальную услугу уменьшается, возможно и полное освобождение от оплаты услуги), а потребитель вправе требовать уплаты неустойки (ч. 4 ст. 157, размер неустойки подлежит определению в соответствии с законодательством о защите прав потребителя).

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Что делать после обнаружения факта оказания некачественной коммунальной услуги? В первую очередь потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.

Сообщение может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом следует сообщить свою фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение, и вид коммунальной услуги. Диспетчер обязан сообщить потребителю свою фамилию, номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы были известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка будет основанием для признания исполнителем факта непредоставления услуг или их ненадлежащего качества. Если диспетчерской службе не известны причины нарушения, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки. Оно назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении, если с потребителем не согласовано иное время.

По результатам проверки составляется акт о непредставлении коммунальных услуг или их ненадлежащем качестве, он подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем. В случае разногласий возможно провести повторную проверку, а также пригласить независимого эксперта для дачи оценки. Таким образом, документ, подтверждающий факт предоставления некачественной коммунальной услуги, будет основанием для требования перерасчёта за оплату.

Законодательство предъявляет к качеству услуг ЖКХ достаточно жёсткие требования. Зная эти нормы, вы сможете по-новому их оценить, заметить нарушения и при необходимости защитить свои права.

Алёна Мурадян, юрист фонда «Я РЯДОМ»