Новости Проекта «50 ПЛЮС» 28.09.2012

«Третий возраст» - ждать его или бояться?

Шрифт

Русский репортер / Юлия Макарова / № 38 (267) 27 сентября – 4 октября 2012

Население планеты стареет, и Россия не исключение. Но если будущие европейские и американские пенсионеры думают о том, куда они поедут отдыхать и чем займутся на заслуженном отдыхе, россияне, перешагивая 50-летний рубеж, погружаются в тихую депрессию. Как изменить отношение к зрелому возрасту и что для этого нужно сделать? С этим вопросом мы пришли к председателю оргкомитета Проекта «50 ПЛЮС» Марии Салуцкой. Год назад ею был организован I Форум-выставка товаров и услуг для людей зрелого и старшего возраста, и в этом году готовится продолжение…

- Сейчас на пенсию выходит первое послевоенное поколение – люди, рожденные в 1950-х годах. То есть те, чья жизнь не была связана с глобальными трагедиями и социальными катастрофами, кто получал более-менее качественную медицинскую помощь, нормально питался, учился, и сейчас, в общем, выглядит и чувствует себя молодо. А значит – и требует вовсе не жалости, а скорее возможности интеграции и современную реальность?

- У нас сегодня есть совсем пожилые люди, о которых обязано заботиться государство – повышать пенсии, обеспечивать льготы везде, где это только возможно. Наш проект ставит иные цели: мы хотим обратить внимание как раз на то поколение, о котором вы спрашиваете – начиная с первого послевоенного. Эти люди встретили перестройку примерно в тридцати-, сорокалетнем возрасте, они в большинстве своем умеют пользоваться компьютером, многие побывали за границей, и они в состоянии еще как минимум лет двадцать быть в строю. Да и те, кто начинал в девяностые годы бизнес в нашей стране, уже достигли или вот-вот достигнут пятидесятилетия. То есть в ближайшие годы среди пенсионеров появится довольно много вполне обеспеченных людей, которые сами в состоянии о себе позаботиться.

- А вам не кажется, что у нас в стране людей старшего возраста воспринимают, скажем помягче, как не совсем полноценных? Им можно, простите, втюхивать не самые качественные товары и услуги, да и те будут связаны с какой-то ущербностью или неполноценностью…

- Именно так! Когда приходишь к чиновникам, к образованным, современным людям, и начинаешь им что-то объяснять, в ответ часто слышишь: «Погодите, у нас еще инвалидные коляски не закуплены!» или «Мы еще не решили проблему с зубопротезированием!». Но, минуточку, зачем отождествлять всех людей старшего возраста с инвалидами-колясочниками? Наша задача сделать так, чтобы через 5 или 10 лет потребность в этих колясках уменьшилась. Старость сама по себе – это ведь не болезнь, а важная часть жизни, которая может быть не менее интересной, чем молодость. Если, конечно, правильно к ней подойти.

- Ну да, в Америке, например, выхода на пенсию ждут с нетерпением, люди зачастую полны планов куда-то поехать, поучиться, заняться хобби или своим бизнесом, наконец…

- Да. Кстати, американский опыт во многом лег в основу нашей идеи. Примерно 60 лет назад американские пенсионеры создали свою ассоциацию, которая сначала называлась «Ассоциация пенсионеров-учителей». Пожилые учителя сначала просто собрались вместе, чтобы застраховаться по выгодному тарифу. Потом к ним стали присоединяться и другие пенсионеры. Сейчас это очень авторитетная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне и офисами по всей стране, которая оказывает реальные услуги для пенсионеров. У нас, к сожалению, подобные проекты всегда становятся политическими, а мы хотим думать в первую очередь о сервисе, об улучшении качества жизни людей. Допустим, сегодня у нас страховые компании неохотно страхуют пожилых людей, но если этих людей будет тысяча, две тысячи человек, и страховая компания, и банк будут за них бороться, предлагая хорошие условия. Проблема еще и в том, что наш российский маркетинг ориентирован на молодежь. Высчитывая целевые группы потребителей, маркетологи берут за основу максимальный возраст 35-37 лет. Но и тут ситуация будет вынуждена меняться: да, человеку «за пятьдесят» важно, чтобы коммерческая компания поговорила с ним и сориентировалась на него как на потребителя, учла его особые потребности. Например, если вы отправитесь в турпоездку, то вам будет нужно больше времени для адаптации, чем молодым. В первые сутки пожилому туристу надо отдохнуть и выспаться, а не бежать со всех ног на экскурсии, потому что они оплачены. Другая физиология требует другого подхода и внимания со стороны того, кто предлагает услуги для пожилых людей. Пожилых людей становится все больше, и когда-нибудь наш отечественный бизнес будет вынужден научиться учитывать их особенности – скажем, выпустит очень простые (и более дешевые!) компьютеры или телефоны с большими понятными кнопками и простым меню. Проект «50 ПЛЮС» как раз настроен на формирование в обществе и в бизнесе нового тренда. Отношение к возрасту неминуемо будет меняться, надо менять и информационную политику в отношении людей зрелого и старшего возраста. Потому что иногда бывает неприятно – допустим, какой-то канал берет у меня интервью, я говорю, что «в 50 лет жизнь только начинается», кто-то с парашютом прыгает, кто-то в институт поступает, а в это время на заднике обязательно все те же инвалидные коляски и немощные люди с палками в очереди стоят…

- Да, если грядет какой-то национальный праздник или выборы, и власть имущие вспоминают о людях старшего возраста, то СМИ нам непременно показывают обиженную бабусю, обивающую пороги собесов, или доблестного ветерана, доживающего свой век в жутких условиях. А нормального, позитивного образа пожилого человека как будто и вовсе нет… Как вы думаете, какие элементы могут сформировать этот образ?

- Начнем с того, что у нас президенту скоро исполняется 60 лет, и я считаю, что юбилей Владимира Путина – это хороший повод поговорить на тему восприятия возраста. А для людей возраста «50+» - повод переосмыслить свои возможности и привлечь внимание общества к вопросам активного долголетия. По меркам прежних поколений 60 лет – это все-таки немало, а сейчас мы все видим, что это самый активный и продуктивный возраст. Продолжительность жизни увеличивается, и одновременно с этим увеличивается и период активности.

- Значит, на вопрос о допустимости повышения пенсионного возраста вы бы ответили утвердительно? И не стоит ли для мужчин и женщин ввести единый пенсионный возраст?


- Я считаю, что его надо увеличивать, но строго пропорционально увеличению продолжительности жизни. Кстати, в Австрии точно такой же пенсионный возраст, как у нас. Сложился он из-за того, что, как правило, муж был старше жены на 5 лет, и супруги выходили на пенсию одновременно. У нас сейчас другая ситуация. Вообще, даже чисто психологически женщине в возрасте 50=-55 лет и так непросто, так еще и получить статус «пенсионерки», когда ее муж – еще активный работающий мужчина, бывает вдвойне тяжело. Хотя многие женщины лучше себя чувствуют, когда востребованы именно дома, с внуками. А вот дедушки, оставаясь без работы, чаще всего просто моментально увядают…

- У нас есть еще один стереотип в отношении пожилых людей, особенно очевидный в массмедиа: им доверяют рекламировать либо лекарства, либо протезы, либо что-то еще, что может говорить о какой-то ущербности или неполноценности. В то же время в мировой практике есть примеры, когда людям в возрасте доверяли рекламировать развлечения и даже алкоголь – мол, мы уже можем себе позволить…

- Более того! В Германии я видела рекламный плакат, посвященный борьбе со СПИДом, где бабушка рекламирует презервативы, со слоганом «Не думайте, что вас это не коснется», Мне недавно предложили назвать сеть аптек «50 ПЛЮС», и я категорически отказалась. Не хочу, чтобы зрелый возраст ассоциировался с болезнями и лекарствами. Вот сеть спортклубов, кофеен или ресторанов здорового питания, марка удобной обуви – это другое дело. Но только не аптеки!

- Надеюсь, что наша выставка «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраст» с годами станет, как и во Франции, Австрии, возможностью продемонстрировать огромный спектр товаров и услуг для людей зрелого и старшего возраста, а к ним относятся не только протезы и медикаменты… Кстати, в этом году мы впервые будем вручать нашу Независимую премию «50 ПЛЮС» за лучшие товары и услуги для людей зрелого и старшего возраста. Мы создали Ассоциацию компаний, участвующих в деятельности на рынке товаров и услуг для людей зрелого возраста.

Планов очень много. Конца у Проекта «50 ПЛЮС» нет. Есть только продолжение.

Второй Международный Форум-выставка «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста» состоится в Москве, в ЦВК «Экспоцентр» 12 декабря 2012 года.