Пресс-релизы 09.11.2012

8 ноября 2012 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла первая в России Международная конференция по сеньор-маркетингу....

Шрифт

Сеньор-маркетинг, как сфера менеджмента, ориентирован на потребителей зрелого возраста. Во всем мире это целая индустрия товаров и услуг – senior market. Главный итог конференции: понимание того, что это не только прикладная дисциплина, которую используют компании, ориентированные исключительно на аудиторию людей зрелого и старшего возраста. Цифры, приведенные экспертами, говорят: сеньор-маркетинг – это глобальный тренд, вызванный демографическими изменениями и общим возрастным «взрослением» потребителей, и он очень актуален для российской экономики.


Открывая конференцию, Президент ТПП РФ Сергей Катырин отметил, что «все, что сегодня производится и позиционируется для молодежи, с успехом может быть востребовано людьми зрелого и старшего возраста! Рынок, обслуживающий их, неуклонно будет расширяться по мере роста благосостояния общества; мы все рано или поздно переходим в категорию «50 плюс», поэтому работать в данном направлении – это означает, в конечном итоге, работать для себя и для своей страны!».

Мария Салуцкая, председатель Оргкомитета проекта «50 ПЛЮС» и президент АНО «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС», открывая мероприятие, напомнила: первым практическим шагом проекта стал Форум-выставка «Все плюсы зрелого возраста», который прошел в ноябре 2011 года с большим успехом в ЦВК «Экспоцентр» в Москве. Было много скептиков, есть они и сегодня. Но уже в ближайшее время компании, которые первыми придут на этот рынок, получат лояльную и платежеспособную аудиторию.

Вел конференцию член Правления ТПП РФ, генеральный директор ММБА Александр Борисов. По его словам, потребительский рынок пока не осознал масштабы происходящих перемен: глобальная экономическая устойчивость рынков обеспечивается потребителями «50 плюс», потому что они не привыкли жить в долг, а конкуренция на рынке труда мотивирует следить за свои здоровьем. Это означает, что влияние этой социальной группы будет расти.

Председатель Бального комитета венского бала в Москве, организатор выставки Senior Actuel в Австрии, член Попечительского совета проекта «50 ПЛЮС» Элизабет Смагин-Меллони считает, что не только в Европе, но и в России положительная тенденция уже заметна – люди старше 60 лет активно участвуют в жизни общества, но вот российский бизнес пока неохотно поворачивается к ним и, таким образом, теряет значительный развивающийся сегмент рынка.

Германия – страна людей старшего возраста; для них работает огромная индустрия. О немецкой практике сеньор-маркетинга рассказал немецкий консультант-аналитик по рынку для людей зрелого возраста Матиас Кнагге.

В России 46 миллионов жителей – старше 50 лет, напомнила профессор, заместитель декана факультета менеджмента НИУ Высшей школы экономики Марина Шерешева. Она подчеркнула, что товары могут приходить и из глобального рынка, а вот услуги – всегда «местные», и здесь огромное поле деятельности и для бизнеса, и для государственных структур.

Автор и основатель проекта RuGenerations -«Теория поколений в России» Евгения Шамис убеждена, что поколение «бэби-бумеров» в России, хотя и имеет свои черты, но в целом разделяет ценности своих ровесников из развитых стран. Люди в своих коммуникациях больше доверяют тем, кто говорит не о кукольной, а об их реальной молодости. Эта «зрелая молодость» рождает массу новых рынков.

Как отметила Ольга Горелова, исполнительный директор ROMIR, говоря о потребительских предпочтениях людей зрелого возраста, стоит понимать, что на их долю сегодня приходится почти 2/3 всех покупок. Это означает, что стратегии компаний, которые позиционируют себя недружелюбно в отношении этой аудитории, приведут их в тупик.

Менеджер программ и новых инициатив Международной федерации по проблемам старения (IFA) Анни Там рассказала о канадском опыте взаимодействия с государственными органами, привлечении волонтеров и разработчиков технических средств, благодаря которым можно контролировать самочувствие людей, нуждающихся в такой заботе.

В развитых странах мира на людей зрелого и старшего возраста ориентированы крупные компании, государственные и социальные службы. В России пока не хватает образовательных программ, социального туризма, компьютерных и развлекательных курсов, мест для отдыха. С развитием рынка товаров и услуг, появятся предпосылки для повышения качества жизни людей старшего поколения, формируя новый социальный и экономический климат.

В ходе выступлений и развернувшейся дискуссии рассматривались также другие актуальные темы: состояние и перспективы маркетинга «50 плюс» в России с учетом зарубежного опыта; социальные сети и люди старшего возраста; тенденции изменения отношения бизнеса и общества в России к социальной группе тех, кому «50 плюс». Анализировался опыт Китая, Германии и т.д. Состоялся также обмен мнениями по другим вопросам, представляющим взаимный интерес для участников конференции.