Образ жизни 29.02.2016

7 спектаклей для «50+», которые стоит посмотреть

Шрифт

Спектакли о людях в возрасте — новый театральный тренд. Всё чаще московские театры включают их в свой репертуар, всё больше звёзд дают своё согласие играть роли людей за 50, 60 и даже 100.

С чем это связано? Причин несколько. Первая — многие замечательные артисты вошли в пору зрелости, они меняют амплуа героев-любовников и женщин удивительной судьбы на что-то куда более жизненное. По сути, играют самих себя, вступающих в «осень жизни». Второе — возрастная публика предпочитает постановки, в которых, как в зеркале, становятся очевидными их собственные проблемы, решаются близкие им вопросы, подводятся знакомые итоги. Ну и наконец, такие спектакли небезынтересны молодой публике. Для них это возможность увидеть на сцене не сказки и художественный вымысел, а реальные судьбы и подведение жизненных итогов. Мудрый театр, даже когда он развлекательный, всегда редкое удовольствие. Мы выбрали семь самых ярких хитов столичной сцены, на которые непременно стоит пойти, сколько бы лет вам ни было. Ручаемся, вам понравится.

1. Театр на Малой Бронной. «Ретро»

Во все времена и эпохи люди боятся старости и одиночества. Боятся умирать нелюбимыми. Об этом и поставил спектакль режиссёр Юрий Иоффе. По сюжету дочь (Татьяна Лозовая) привозит из деревни в Москву овдовевшего отца (Виктор Лакирев). Только вот он и ей, и её холеному супругу-дельцу (Андрей Рогожин) в тягость. Чтобы решить проблему, они пытаются папу женить. Выбирают для него трёх столичных кандидаток. Совершенно случайно «девушки» приходят в одно время. И хотя папа упорно сопротивляется, всем в конце концов удаётся его очаровать.

Первая — Нина Ивановна Воронкова (Людмила Хмельницкая) - простая русская женщина, всю жизнь проработавшая в больнице медсестрой. Вторая — Роза Александровна Песочинская (Анна Антоненко-Луконина), экс-балерина, до старости сохранившая легкомысленность и уверенность в собственной неотразимости. Третья — Диана Владимировна Барабанова (Ольга Сирина), вахтёрша-мечтательница, которая работает, чтобы помочь внукам увидеть светлое будущее. У каждой — своя судьба и своё несчастье. Каждой есть чем поделиться. «Неожиданные» смотрины заканчиваются хэппи-эндом, но пока они будут длиться, зрителям гарантирован смех сквозь слёзы.

2. Современник. «Заяц. Love story»

Спектакль «Современника» называется «Заяц. Love story». Его поставила Галина Волчек (спектакль собирает неизменные аншлаги уже 7 лет), по пьесе Николая Коляды «Зайчиха на пенсии». Валентин Гафт и Нина Дорошина играют трагифарс о встрече двух провинциальных артистов, когда-то игравших зайцев на детском утреннике. Актёрские судьбы героев не сложились, любовь не состоялась. Но ведь она была. Сам Гафт очень любит этот спектакль и говорит о нём так: «Оказывается, в жизни-то не так много, что остаётся в памяти и сердце. Какие-то секунды, но они, как говорится, всю жизнь горят». Философия старости — вот о чём этот спектакль.


3. Театр Вахтангова. «Игры одиноких»

На Малой сцене вахтанговского театра идёт пронзительная мелодрама «Игры одиноких». Главные роли в ней достались Александру Ильину (широкой публике он знаком как безропотный супруг Насти Каменской из одноимённого сериала) и приме театра — Елене Сотниковой.

Спектакль длится всего ничего — полтора часа без антракта — а зритель успевает и посмеяться, и призадуматься. Четверо персонажей мучительно ищут новую привязанность, а когда находят, не очень-то в неё верят.

Вот замшелый писатель, потерявший жену, кидается с разбега в новое чувство — к брошенной мужем актрисе. Женится, через две недели разочаровывается, ещё через две решается заново научиться чувствовать. А вот его женатый брат (А. Зарецкий) заводит шашни с замужней подругой героини, тоже актрисой. Само собой, хэппи-энд гарантирован. Как и обнадёживающий вывод — потребность любить и быть любимыми с годам «не лечится».

4. Театр сатиры. «Реквием по Радамесу»

Главная приманка спектакля-хита Романа Виктюка — легендарные актрисы Ольга Волкова и Вера Васильева.

Этот спектакль бенефисный по своей природе. Актрисы в буквальном смысле слова купаются в зрительской любви. Действие разворачивается в доме престарелых, в фитнес-зале с зеркальными стенами и золотой статуей Давида по центру. Героиня Волковой оказывается экс-звёздой оперной сцены, а героиня Веры Васильевой — женщиной сложной судьбы. Когда-то она оставила мечты о театре ради семьи, но муж её оказался гомосексуалистом. Из непритязательных диалогов и мизансцен артисткам удаётся вытаскивать и юмор, и страсть, и даже затаённую печаль. Совершенно неподражаема Ольга Волкова. Она играет женщину, роковую в молодости и стойкую на закате дней. Их перепалки — пожалуй, самое ценное в этом спектакле. Они легки, забавны и ни на что не претендуют. Актрисы явно развлекаются, и делают это блистательно.

5. Театр им. Пушкина. «Любовь. Письма»

В основе спектакля Юлии Меньшовой — знаменитая пьеса Альберта Гурнея, до сих пор идущая на парижской сцене с Аленом Делоном и Анук Эме в главных ролях. Но любые сравнения здесь неуместны. Владимир Меньшов и Вера Алентова разыгрывают абсолютно самостоятельную историю.

Письма — это не только основа сюжета, но и эпицентр перенесённых через всю жизнь чувств их героев. Мелисса и Энди похожи на двух заблудившихся детей. Встретившись в школе, они затеяли трогательную переписку, да так и не смогли её оборвать. А заодно не смогли поверить, что предназначены друг другу. За полтора часа на сцене они успевают зачитать эти послания, в которых о любви почти ни слова. Только сотни подробно описанных банальных ситуаций, но всё же между строк читается судьбоносная «невстреча». Через намёки и острожные полупризнания — большое чувство. К горькому финалу историю приводит инфантильность героини, её детская тяга к перемене мест, мужчин и увлечений. Энди же просто струсил — однажды растерявшись на свидании и будучи ужаленным резкой насмешкой, не смог пойти дальше. Несбывшуюся жизнь супруги Меньшовы играют страстно, с видимым удовольствием. И пропускать возможность увидеть их дуэт, право, не стоит.

6. Мастерская Фоменко. «Как жаль»

Маленький шедевр от Петра Фоменко. В основе  этой постановки лежит новелла Маркеса «Любовная отповедь женщины сидящему в кресле мужчине».

Главная героиня в широкополой шляпе и в боа из гусиных перьев ведёт воображаемый диалог с мужем в день 25-летия их свадьбы. Несуществующий супруг ответить ей, разумеется, не может, а потому  зрителю предстоит выслушать долгий философский монолог. О том, как умеет обманывать жизнь, обещавшая быть счастливой. И о том, как меняется человек, в юности мечтавший переделать весь мир. Неподражаемой Людмиле Максаковой без труда удаётся образ женщины, когда-то безрассудной и прелестной мечтательницы, а ныне — сварливой старушки, отчаянно тоскующей по прошлому.
Поклонникам Фоменко и Максаковой смотреть обязательно.

7. ТЕАТР им. Ермоловой. «Самая большая маленькая драма»
 
Спектаклем Родиона Овчинникова «Самая большая маленькая драма» год назад открылся отремонтированный Театр Ермоловой. Новый худрук Олег Меньшиков «подарил» сцену своему предшественнику, Владимиру Андрееву (артист занимал пост руководителя с 1990 года), в партнёры ему определил Валентина Гафта. Безупречный дуэт сыграл чеховский этюд «Лебединая песня» — пронзительную историю про старого актёра и его суфлёра. У зрителя непременно щемит в груди, когда в монологах двух замечательных актёров проскальзывают интимные нотки. Когда они говорят о наболевшем — несыгранных ролях, торжестве сыгранных, об иллюзии смысла театральных судеб и счастье. Оба вкладывают душу в то, что произносят со сцены. Считывать их интонации, любоваться жестами, наслаждаться совершенной дикцией — редкое удовольствие для заядлых театралов. 


Наталья Витвицкая