Образ жизни 21.01.2016

Как освободиться от негативных переживаний

Шрифт

Перепады настроения, тревога, грусть, злость, обида — кому не знакомы эти переживания? Эмоции беспрерывно, сменяя одна другую, охватывают нас. Мы совершаем поступки, обусловленные ими: кричим или ругаемся, боимся, отчаиваемся или обижаемся — а потом жалеем о содеянном и стараемся «ликвидировать последствия».

Уж сколько раз мы пытались «взять себя в руки», бороться с неприятными эмоциями, обещали себе и близким «измениться», да только мало что из этого выходит, правда? А решение на самом деле есть! Есть проверенный на практике эффективный способ стать властелином своих эмоций. Давайте с ним познакомимся.

Жил отважный капитан...

Представьте себе, что вы — капитан корабля, плывущего из пункта А в пункт Б. В каютах разместились пассажиры со своим багажом. Однажды утром пассажир Тревога подходит к вам и требует повернуть назад. А то ему, понимаете, страшновато. Тут из своей каюты вылезает Гнев и настаивает на том, чтобы вы изменили курс корабля. Следом подбегает Обида и заявляет, что у неё такой багаж, который нужно срочно доставить в пункт В. Свои голоса подают и другие пассажиры. Что вы сделаете? Как поступите?

Наверное, вы им скажете: «Граждане! Здесь я главный. Я решил приплыть в пункт Б. Поэтому разойдитесь по своим каютам и не мешайте мне управлять кораблём». Согласны с такой позицией? Если да, то у вас, наверное, появился вопрос: как осуществить такой подход на самом деле, с  реальными эмоциями и переживаниями?

Борьба нанайских мальчиков

Мы с вами относимся к виду homo sapience — человек разумный. Именно благодаря разуму человек стал могущественнее других обитателей планеты, научился создавать сложнейшие механизмы: от часов и калькулятора до андронного коллайдера и космического корабля. Наш мозг умеет решать научно-технические задачи, он прекрасно справляется с экспериментами, совершает открытия, изобретает.

Но когда речь заходит о внутреннем мире человека, наш ум начинает вести себя не так эффективно. Великий психолог Карл Густав Юнг сказал: «На клавишах интеллекта играет аффект» — то есть, наши эмоции ангажируют интеллектуальные возможности, мы мыслим предубеждённо, наши рассуждения и выводы — неточные, так как на них влияют переживания, комплексы, внутренние конфликты. Более того: некоторые из таких «помех» мы вообще не осознаём, они находятся в бессознательной части психики, мы видим только лишь результат их влияния на наши суждения и поступки.

Есть ещё одно верное наблюдение: проблема не может быть решена на том же уровне, на котором она возникла. Поскольку мысли — в виде «голосов» или картинок-образов возникают в уме, то борьба с ними на этом же «поле» напоминает борьбу нанайских мальчиков: цирковой номер, когда один человек, надев костюм, изображающий двух борцов, сражается с самим собой.

Вот поэтому наши усилия, направленные на изменения в себе, своих привычных моделей реагирования, приносят, как правило, небольшой и лишь временный результат. Необходимо найти другой подход. Нужно, как вы теперь понимаете, выйти за пределы «поля сражения». Но куда?

Кто я?

Давайте выполним маленький эксперимент в трёх частях. Вам не составит труда вспомнить какой-нибудь день из детства. Новогодний вечер с Дедом Морозом, или первое путешествие к морю, или первый день в школе — всё равно. Побудьте минутку там и тогда, посмотрите на окружающих людей, предметы, послушайте звуки, переживите эмоции. Теперь вспомните Последний звонок, или вступительные экзамены в вуз, или первое свидание. Снова нырните в прошлое, ощутите переживания того дня. А сейчас просто оглянитесь вокруг себя, почувствуйте свои руки, ноги, дыхание.

Правда же, очевидно, что во всех трёх частях эксперимента вы были собой? И когда вспоминали детство, и когда вспоминали юность, и вот сейчас? Безусловно. А теперь, внимание, вопрос: кто этот «я», который оставался неизменным всё это время? Что он собой представляет? Это, конечно, не эмоции, они меняются непрерывно. И не мысли, они тоже всё время приходят и уходят. И тело уже давно (увы) не то, что было когда-то.

Тогда кто же этот «я»? А это, можно сказать, внутренний наблюдатель, который воспринимает всё происходящее и во внешнем мире, и во внутреннем. Можно о том же самом сказать иначе: моё неизменное «я» — это то «место», откуда я воспринимаю и осознаю всё остальное, меняющееся: предметы, обстоятельства, телесные ощущения, мысли и эмоции.

Открытие того, кто есть «я» на самом деле, является сутью многих духовных учений. Но описывать его очень трудно, потому что речь идёт не о  вещи, а, скорее, о пространстве осознанности, в котором находится всё остальное. Несложно что-то конкретное сказать о столе, сложнее что-то сказать о «пустоте», в которой он находится. Поэтому в древних источниках об истинном «я» пишут иносказательно или же через отрицание, то есть, указывая, чем оно не является: профессией, статусом, социальными ролями, мыслями, эмоциями и др. У меня, конечно, есть профессия, и я её люблю, но это — не я. И мысли у меня есть, но и они — не я, ведь я могу со своими мыслями соглашаться или нет, считать их дурацкими или гениальными. И уж точно я не являюсь своими эмоциями, поскольку меня лично совершенно не устраивает, когда я оказываюсь в депрессии или в гневе.

Разобравшись, кто же это «я», мы можем перейти непосредственно к тому, как оставаться капитаном своего корабля, не слушая мнения пассажиров: тревожных мыслей, печальных образов, импульсов ревности, гнева и проч. Возможно, вы уже догадались, в чём секрет. Нужно просто научиться за ними наблюдать. Поскольку моё «я» не тождественно ни ощущениям в теле, ни идеям, ни чувствам, то я могу как бы со стороны на них смотреть: замечать, что они есть, безоценочно отслеживать, даже классифицировать, если захочется.

Посмотрите, что получается. Мы больше не боремся со своими мыслями, с переживаниями, не оспариваем их и не подавляем. Мы просто с ними не сливаемся! Я в курсе, что они есть, я их слышу, чувствую, но моё наблюдающее «я» находится несколько в стороне; я будто сижу на берегу реки и смотрю, как проплывают листья.

Попробуйте прямо сейчас, не читая пока дальше, понаблюдать за тем, какие мысли возникают в вашем уме. Буквально 2–3 минуты. Смотрите на них, как на проплывающие в реке листья — а вы сидите на берегу. Уверен, что уже через несколько секунд ваше внимание захватила какая-то мысль, вы стали её «думать», включились соответствующие эмоции. Это нормально; нужно спокойно снова отделить себя-наблюдателя от потока мыслей.

Вы только что узнали и, надеюсь, попробовали в деле метод работы с явлениями своего внутреннего мира, который имеет многовековую историю, и недавно был «переоткрыт» современной психологией. Это непривычная для нас работа требует тренировки. Начинайте с кратковременных занятий в спокойной обстановке. Не всё сразу будет получаться, но практика обязательно даст результат. Со временем вы сможете «включать» внутреннего наблюдателя в любых обстоятельствах. Мысли, эмоции, импульсы к действиям, физические ощущения никуда не исчезнут, однако вы больше не будете в их власти, они не смогут управлять вами — это и есть освобождение. На корабле станет командовать только капитан — ваша целеустремлённая, мудрая сущность, стремящаяся к созидательным, позитивным, вдохновляющим целям.

Илья Шабшин, психолог-консультант, ведущий  специалист Психологического центра на Волхонке