Культура 29.07.2016

Море на Крымском

Шрифт

Девятый вал Ивана АйвазовскогоМорские (и людские!) волны нахлынули на залы Третьяковки на Крымском валу - здесь открылась долгожданная выставка, посвящённая 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского.

И если опыт «лоцманов» в людском море помог управлять стихией жаждущих приобщиться к творчеству мариниста, то могучая сила его мастерства волнам их эмоций неподвластна. Обширная экспозиция продемонстрировала: творческая личность мастера гораздо шире и многограннее, чем нам до сих пор представлялось (стойкий стереотип: Айвазовский - значит море!). Известные ассоциации с «Девятым валом», с полотнами в серо-синем колорите и ничтожными фигурками людей на фоне могучей стихии… - вот, пожалуй, и всё, таков у большинства стереотип представления об этом творце. Экспозиция Третьяковки этот стереотип преодолевает, рассказывая о художнике многое до сей поры даже его поклонникам неизвестное.

За свою долгую жизнь Айвазовский создал несколько тысяч живописных полотен, да плюс графика… Немногим мастерам присуща такая творческая работоспособность. Он трудился буквально до последнего дня жизни - скончался скоропостижно на девятом десятке лет, оставив на мольберте незавершённое полотно «Взрыв корабля». И надо отметить, что количество его работ, периодически появляющихся на аукционах, ничуть не влияет на котировки, напротив, - спрос и, соответственно, стоимость их растёт.

На выставке представлены произведения из коллекций Третьяковки, Русского, Феодосийского и Ереванского музеев, частных коллекций. Художник много путешествовал и по родным просторам, и по Европе, в старости решился даже на поездку за океан - в Америку. И естественно, везде работал. Итальянские жанровые сценки, Ниагарский водопад, пейзажи Москвы и Петербурга, портреты. Увлёкшись Айвазовским-маринистом, мы не отдаём должное ему как художнику-баталисту, а ведь он был свидетелем и запечатлевал эпизоды и Крымской, и русско-турецкой войн.

 В Феодосии, конечно, помнят и Айвазовского - благотворителя и мецената, подарившего родному городу, страдавшему от жажды, водопровод и фонтаны, щедро дававшего средства на археологические работы, реставрацию, поддержку малоимущих и талантливых детей.

Кстати о детях: судьба распорядилась так, что у Айвазовского были только дочери, подарившие ему множество внуков. И на склоне лет художника тревожил вопрос - кто же унаследует его славное имя? Он испросил у царя (только на таком уровне можно было разрешить эту проблему!) санкции на усыновление внука Михаила, с тем чтобы увековечить свою фамилию. Просьба была удовлетворена. Михаил имя унаследовал, он стал художником, но увы, талант деда ему в полной мере не передался.

Под влиянием стереотипного представления о творчестве Ивана Айвазовского, «Девятый вал» принято считать самым значительным произведением, главным шедевром мастера. Но, думается, и это представление может поколебать посещение выставки. Трагизм противостояния человека могуществу и романтика величия природы предстают пусть и не в столь масштабных, но эмоционально и эстетически не менее значимых работах мастера.

А в полотне названном «Хаос», написанном художником во время посещения Италии, мастер поднялся поистине до космического ощущения и понимания природы мироздания, сотворения мира из хаоса… Папа Римский высоко оценил это творение мастера из России, его глубокий библейский, философский смысл. И Айвазовский подарил это полотно Ватикану.

Море глубоких и подчас неожиданных впечатлений принесла на Крымский вал эта выставка, которая продлится до 20 ноября.

Наталия КОЛЕСНИКОВА