Личность 29.09.2016

Бари Алибасов: «Я хочу, чтобы в мои 70 всё вокруг брызгало фонтаном шампанского!»

Шрифт

Бари АлибасовСамый яркий шоумен и продюсер отечественного шоу-бизнеса Бари Алибасов живёт в постоянном движении. Музыкант попросту не представляет себя в уютном семейном гнёздышке. Артисту нравится, когда вокруг жизнь бьёт ключом. Он всегда, не глядя, погружается в водоворот самых неожиданных и интересных событий. Сцена и творчество - вот, по словам музыканта, главный смысл его жизни, в которой были разные времена, но Бари Каримович никогда не отчаивался и не опускал руки, а шёл напролом и представлял на суд публики всегда грандиозные программы и смелые музыкальные номера.

Новые времена дали простор безграничному креативу маэстро, и страна в едином экстазе начала колбаситься под песни группы «На-На». Советская система, конечно, перекрывала кислород и не давала вырваться всем творческим задумкам продюсера, хотя и в тех условиях Алибасов делал невозможное, играя запрещённый рок и экспериментальную музыку в группе «Интеграл», руководителем которой он являлся.  Своими откровениями Бари Каримович делится с читателями "50 ПЛЮС".
 
- Бари Каримович, в своё время вы организовали ансамбль «Интеграл», который имел большой успех у публики. А что было потом, когда вы покинули этот коллектив?
- Чем больше было работы у коллектива, которым я руководил и который я создавал, тем меньше работы было у меня. Потому что моя основная работа - это процесс созидания: написание музыки, постановка сцен, света и хореографических номеров, работа с режиссёрами, композиторами, поэтами, модельерами, костюмами. То есть у меня много работы, когда создаётся новая программа. Потом полтора-два года ансамбль гастролирует с этой программой, и у меня на это время начинается безмятежье, потому что гастролями занимается директор. Но в советское время в штатном расписании такой должности не было. И уж тем более не существовало даже такого слова, как пиар агент. Поэтому я занимался исключительно творчеством.
- Неужели всё всегда было так гладко и безоблачно и у вас не было в жизни чёрных полос?
- Были, но связанны они были не с творчеством, а с условиями, которые ставила Коммунистическая партия. Дело вБари Алибасов том, что они совершенно не сочетались с теми тенденциями и законами, по которым развивался шоу-бизнес. И сейчас наше законодательство никаким образом не приспособлено к развитию и нормальному функционированию музыкальной индустрии.
Меня прямо с концерта вызывали в КГБ по поводу несоответствия советской идеологии той музыки, которую мы играли. А ведь могли и в тюрьму посадить. Я работал на базе саратовской филармонии, руководил группой «Интеграл». Мы давали по 80 концертов в месяц. В той же филармонии работал и Вилен Иванович Дарчиев (у него начинали свою карьеру Шуфутинский, Розенбаум, Расторгуев - ещё с ансамблем «Шестеро молодых»). Так на него повесили растрату в 5 тысяч рублей (а эта растрата, на самом деле, могла возникнуть у кого угодно) и посадили в тюрьму сроком на 10 лет, и там он умер. А у него как раз тогда родились двое близнецов… Вот так жестоко и бесцеремонно при желании могли поступить в то время с кем угодно.
А меня таскали в КГБ и ОБХСС за то, что я составил акт на 42 рубля за изготовление двух ящиков для перевозки аппаратуры. Да, приходилось как-то выкручиваться из-за недостатка финансирования. Но за эти копейки мне грозили два года лишения свободы! Потому что растрата выше 25 рублей - это уже, по советским законам, уголовное преступление. А повязать могли не только за финансовые нарушения, но и за идеологию, если комиссия решала, что на сцене присутствует элемент западной пропаганды. А ведь мы были одной единственной группой в стране, которая играла музыку как раз такой направленности: психоделический рок, другие стили. У нас на сцене было много необычного освещения, яркой пластики. К нам на концерты приходили люди, которые что-то записывали в блокноты. Я чувствовал таких «подсадных уток». После выступления приходилось их задабривать, угощая дефицитными товарами (особенно хорошо подходил коньяк под икорочку). Постоянно были какие-то такие препятствия, которые приходилось преодолевать.
Бари Алибасов- В общем, крови вам попили и ОБХСС и КГБ…
- Не то слово! А ведь это была система. Закрывали такие любимые народом ансамбли, как «Лейся песня» и «Весёлые ребята». И вот в этих условиях я делал то, что никто никогда не делал в Советском Союзе. И остался жив.
- Но когда Советская власть кончилась, можно сказать, что вы вздохнули свободно, и началось ваше творческое возрождение?
- С одной стороны, да, началась свобода, можно было делать на сцене всё что угодно, и мы с группой «На-На» делали: выходили выступать и в трусах и без трусов. И это безумно нравилось публике, мы деньги возили мешками. Но, с другой стороны, возникали какие-то совершенно дурацкие проблемы, например, нельзя было купить джинсы, разноцветные маечки. А кроссовки вообще были такой диковиной, как костюм марсианина. Всё это мы приобретали во время гастролей в Германии.
- А когда всё же в таком случае открылось второе дыхание?
- В начале 90-х годов. Тогда я уже мог раскрыть творческий потенциал, не ощущая идеологического прессинга. Стал делать гигантские шоу с группой «На-На» на сцене концертного зала «Россия». Вот с этого момента, можно сказать, у меня появилось совершенно новое дыхание. У моего коллектива появились щедрые спонсоры, и мы не имели проблем в техническом оснащении наших программ. Мы шили нашим артистам на заказ костюмы у ведущих модельеров, делали потрясающие сценические декорации. Раньше «Интеграл» не звучал ни на радио, ни на телевидении. А группа «На-На» уже шла в русле той музыки, которая была по душе подавляющему большинству россиян, которые очень скучали по советскому времени.
- Но, вместе с тем, когда появился интернет в конце 90-х- начале 2000-х годов, это сильно ударило по вам…
- Конечно! С появлением первого бесплатного файлообменника «Напстер» вся мировая музыкальная индустрияБари Алибасов рухнула. И в России пластинки к тому моменту были уже никому не нужны. Эпоха продажи музыки закончилась, её можно было бесплатно скачать в интернете. Никто из артистов не имел представления, как двигаться дальше. Концертов не было. Коллектив начал судорожно погибать.
- Как всё-таки вышли из этого положения?
- Выход произошёл вместе с таким же выходом из этого же положения всей страны. Экономика стала подниматься, возрос спрос на живые концерты, телевизионные шоу. В 2005 году коллектив вновь начал активно гастролировать. Я сделал программу «Шок-шоу». Понятно, что её название отражало то состояние полного опустошения и безысходности, в котором я находился до этого три года. В то же время, с появлением олигархов стали появляться и первые заказные концерты - корпоративы. И все артисты забыли о существовании сцены, напрочь исчезли гастроли, начали открываться клубы. А мы-то продолжали работать в своей шоу-стилистике. Корпоративы, конечно, нас поддерживали очень основательно.
- Сегодня с высоты ваших почти 70-ти у вас появились какие-то другие взгляды на жизнь?
Бари Алибасов- Какие-то проблемы, трудности, тяжёлые времена я всегда воспринимал как уроки не только познания жизни, но и способов выхода из подобных ситуаций и возможности меняться. Все тогдашние проблемы, возникавшие в музыкальной индустрии, учили мыслить иначе, видеть по-другому, искать и экспериментировать для того, чтобы оставаться на плаву и быть востребованным. Потому что время менялось, менялись вкусы, и надо было меняться самому. А ведь многие так и остались в тех временах, так и погибли там, не добравшись до сегодняшнего дня.
А группа «На-На» востребована и по сей день, и до сих пор в музыкальном авангарде. Правда, сейчас у нас практически нет телевидения, зато есть интернет, который позволяет открыться гораздо шире и глубже, и он доступнее, чем телевидение. Сегодня телевидение, наоборот, прибегает к интернету для того, чтобы завоевать зрителей. Поэтому этот возникший новый инструмент - интернет, который когда-то погубил музыкальную индустрию, теперь даёт возможность для возрождения.
- И это к вашим семидесяти-то?
- Никогда об этом не думал. Не имею представления, сколько мне лет. Во-первых, я никогда не праздную дни рождения, поэтому не знаю, сколько мне лет. Сейчас мне все талдычат, что в следующем году мне 70 лет. Наверное, сделаю какую-то новую программу.
- Но, тем не менее, мудрость, пришедшая с годами, всё же указывает вам на какие-то недочёты прошлого, дескать, можно было бы вот здесь как-то иначе сделать, там по-другому поступить?..
- Конечно. Но дело в том, что все мои ошибки, так или иначе, связаны с ошибками в развитии государства. Я был не в силах предотвратить развал Советского Союза и экономики, кризисы в стране. А ведь мы являемся зеркалом всехБари Алибасов этих событий. Если падает спрос на артистов, это значит, возникают проблемы в экономике.
- Появились ли у вас с годами какие-то увлечения?
- Я и не предполагал раньше, будучи сельским мальчиком, который ненавидел всё сельское хозяйство, включая огород, прополку, а также кормление коров, овец и кур, что полюблю животных. Но лысый кот, которого мне подарили, абсолютно покорил меня какой-то своей человечностью, своим живым любопытством. Я так влюбился в этого кота, что это, пожалуй, главная перемена в моём сознании с годами. Он стал для меня даже большим смыслом жизни, чем сцена и артисты, с которыми я работаю.
- А семье, сыну вы стали больше уделять внимания?
- Чем я становлюсь взрослее, тем отчётливее понимаю: как хорошо, что я не был связан семьёй. Потому что женщины всегда меня отвлекали. А я считаю, что моё главное предназначение в жизни - это сцена, творчество и способность через это влиять на людей. Мне бы хотелось, чтобы я мог с помощью этого не только влиять на людей, но и как-то их изменить.
- Получается, что бес в ребро, как говорится?
- Да, семейный покой не для меня. Я хочу, чтобы всё вокруг брызгало фонтаном шампанского! Непредсказуемость предстоящих событий, в которые я просто бросаюсь с головой, как в Ниагарский водопад, - вот, что мне по-настоящему интересно, а не порядок и благолепие. А выплывешь оттуда или нет, зависит уже от профессионализма. Я много раз в такую пучину врывался, не глядя, не останавливаясь, и всегда выходил победителем, получая огромное удовольствие от того, что я преодолел все трудности на пути к успеху.

Беседовал Виталий КАРЮКОВ

На-На



Читайте также: