Личность 21.07.2016

Вячеслав МАЛЕЖИК: «Житейская мудрость заключается в том, что ты уже не ввязываешься в драку - ум позволяет тебе избежать ситуации, когда эта драка может возникнуть»

Шрифт

Известный исполнитель и музыкант Вячеслав Малежик относится к возрасту философски и даже с симпатией. 17 февраля ему исполнится 70 лет. В этот же день он даст очередной юбилейный концерт в Кремлёвском Дворце съездов. Он не сомневается, что с годами человек становится только лучше, умнее и иногда даже более независимым, чем в молодости. Артист рассмотрит это на собственном примере, сравнив себя юного с собой сегодняшним, а также поделится с читателями "50 ПЛЮС" ближайшими творческими планами и своим новым стихотворением.

 


- Вячеслав Ефимович, что изменилось для вас после пятидесяти?


- На самом деле, для меня пятидесятилетие было каким-то таким барьерным, эпохальным событием. Мне казалось, что после этого что-то должно измениться: земля вращаться начнёт в другую сторону, движение с правостороннего на левосторонне перейдёт. Но ничего не произошло: мне по-прежнему нравились концерты, нравились красивые женщины, нравилось путешествовать, нравилась вкусная выпивка и вкусная еда.


- Сначала дети зависят от нас, а потом мы от них. По крайней мере, так считается. Вы согласны с этим? Действительно ли так неизбежна эта «смена ролей»?  


- Если говорить о том, насколько ты становишься зависим от своих детей… Да не зависим ты от своих детей. Наоборот, насколько я вижу, чем крепче ты стоишь на ногах, тем больше как раз дети зависят от тебя. Это грустная история выращивания обломовых, а не штольцев. Потому что Штольца, если вы помните, лет в семнадцать-восемнадцать вытолкнули из дома, и он уже сам приспосабливался. А Илюшенька Обломов лежал и мечтал, как Манилов, на своём диване и при этом был очень симпатичным человеком, с которого иногда даже хотелось взять пример.
Если быть эгоистом и рассматривать жизнь не зависимо от своих детей, и вообще от родственников, то, наверное, хорошо, когда у тебя есть дело и когда ты крепко стоишь на ногах, не оглядываешься назад и не начинаешь писать мемуары. С другой стороны, когда у тебя отнимают обязанность приносить своему семейству «в клюве» деньги или «убитого мамонта», это в какой-то степени обижает.
Такая работоспособность, когда ты не заглядываешь в свои паспортные данные, это свидетельство молодости твоего организма, и это хорошо. Но то, что ты берёшь всё на себя, развращает детей, как мне кажется. Давая им пищу и крыло, ты не даёшь им самим попробовать полетать, боясь, что их где-то там загрызёт кошка.
Я не могу быть строгим и отказывать моим детям. У меня самого было трудное детство, поэтому мне всё время хочется дать им то, чего сам недополучил когда-то. Поэтому история, когда многие уезжали из Советского Союза и потом из России, чтобы создать нормальную жизнь за границей для своих детей - всё это чушь собачья.


- Надо как-то перестраиваться с возрастом? Может, заранее готовиться, скажем так, к абсолютной зрелости?


- Это весьма индивидуально. Пока вы задавали этот вопрос я почему-то вспомнил басню Крылова про стрекозу и муравья. Наверное, к зрелым годам действительно надо готовиться ещё в молодости: научиться, к примеру, рукодельничать. Вообще надо учить свои мозги не отдыхать, а работать, научиться работать душой.
К себе, конечно, надо прислушиваться. Организм сам подскажет, что нужно делать, а что не нужно.  Например, даже не вчитываясь в модные рекомендации и советы врачей, я сам для себя знаю всё, что касается пищи. Всякий раз задаю вопрос, наверное, своей печёнке: хочу ли я съесть, скажем, кусок вот этой жирной свинины, жаренной на костре? И уже лет пятнадцать, наверное, получаю отрицательный ответ, хотя мне всегда очень нравилась свиная шейка, превращённая в шашлык. Просто прислушайтесь к себе, и не надо будет обращаться к персональному доктору или психологу.  


- То есть, надо готовиться не то чтобы с корабля на бал или с бала на корабль, а как бы с корабля на корабль?


- Ну как сказать? Корабль, он же с тобой вместе стареет. Тоже обрастает ракушками какими-то… Конечно, корабль можно почистить: зайти в какой-нибудь док. В принципе, можно и организм почистить, съездить в Кисловодск водички попить, дисциплинироваться или элементарно посидеть на посту. Хотя церковь сама говорит, что в приличном возрасте можно и пропускать посты.


- А вы поститесь?


- Да в общем-то и не переедаю. Я считаю, пост - это какое-то своего рода «техобслуживание» для организма, как и ТО для автомобиля…


- Становится ли человек качественно лучше с годами? И в чём?


- Иначе было бы совсем тухло! Начинаешь более объёмно мыслить, понимать жизнь. Тебе уже не нужно, как в футболе, бегать туда-сюда, можно работать головой - ведь мяч бегает быстрей тебя, и ты можешь просто руководить им.
Наша житейская мудрость заключается в том, что ты уже не ввязываешься в драку - ум позволяет тебе избежать ситуации, когда эта драка может возникнуть. Я думаю, что с возрастом такая способность улучшается. Ну, естественно, если ты не пьяница и не дурак и не являешься человеком, который совершенно не анализирует, что с ним происходит.


 - Считается, что уровень жизни на планете улучшается, и люди сегодня доживают чуть не до ста лет. Как по-вашему, почему же тогда статистика продолжительности жизни в России не очень-то оптимистична?


- Потому что очень многие у нас погибают по пьяни. Как-то раз поехал я в деревню, где у бабушки проводил каждое лето до окончания школы. Это деревня Занино Тульской области, Заокский район. И на кладбище - а мне было лет тридцать тогда - я увидел, что лежит там больше половины моих друзей. Один по пьяни в драке погиб, другой по пьяни с подножки поезда свалился, кто-то отравился некачественным алкоголем… Вот такие господа и портят нам статистику, а то бы мы уже давно все долгожителями были.


- Дети считаются нашим продолжением, залогом бессмертия нашего рода. Но почему же, как вы думаете, большинство семей больше двух детей не заводит?


- На это есть научные исследования. Давным-давно нарисовали график: на оси «игрек» поставили количество детей, а на оси «икс» отложили степень богатства. И получилась почти парабола такая.
Когда очень бедные люди, то очень много детей. В чём зависимость? Во-первых, контрацептивы стоят денег - это раз. Во-вторых, у малоимущих нет такого понятия, как планирование семьи.
Когда идёт средний достаток, когда люди что-то зарабатывают, не очень много, но всё же ощутимо, они не могут себе позволить больше двух. Да и вообще, хотят пожить для себя.
А дальше идёт снова подъём. Много детей - когда люди зарабатывают хорошо, могут нанимать нянек и возложить обязанности на дворню, как это было у бар, до революции.


- Долголетие - это гены, или мы как-то сами можем себе продлить годы?


- И гены, и всё вместе. А на сегодняшний день это, в первую очередь, экология: то, что мы едим, то, что мы пьём. И экология души - вот такой термин я ещё ввёл.


- Вы согласны, что по отношению к пожилым людям и детям судят об обществе?


- В значительной степени - да. Ведь когда начинаешь думать о стариках и детях, это значит, что ты в определённом достатке уже живёшь. Потому что тебя расстраивает уже не только то, что происходит с тобой, не только расклад для себя, любимого, но и то, что происходит рядом с тобой.
Вообще-то, об обществе судят ещё и по количеству гениев! И когда говорят, что страна наша убогая, то, например, вспомнив Мстислава Ростроповича, Дмитрия Лихачёва и на сегодняшний день хотя бы нашего президента Путина, понимаешь, что мы на самом деле не так уж плохи. Потому что общество зависит от таких людей, которые всех «тащат за собой». От каких-то супер-людей.


- Путин бесспорно талантлив, но гений ли?


- Вообще-то слово «гений» применяется к тем, кто уже ушёл. А он, к счастью, жив и с нами. Ну, скажем, об Андрее Сахарове сегодня можно так говорить. Или о Сергее Капице! Я недавно читал интервью, где один и тот же вопрос задавался двум людям - Никите Михалкову и Сергею Капице. Вопрос был о боге.
Михалков сказал фразу со смыслом, что для него человек не воцерковлённый перестаёт существовать. Капица же ответил по-другому. Он сказал, что существует две теории: по одной, бог создал человека, по другой - человек придумал бога. И вот Сергей Петрович заявил, что является сторонником второй теории - того, что человек создал бога. Капицу, который так много сделал для популяризации науки в нашем обществе, но не был воцерковлённым, по-моему, можно смело причислять к гениям.


- Любовь после пятидесяти, она возможна? Влюблённость?


- Лев Николаевич Толстой как-то сказал, что большинство наших ошибок заключается в том, что мы всегда свой личный опыт переносим на человечество. Но у каждого же всё происходит по-своему.
Наверное, в силу того, что в меня всегда влюблялись чаще, чем влюблялся я, и такой ревности, которая свела с ума Отелло, я не испытывал, поэтому мне не очень корректно рассуждать о любви после пятидесяти.
Элемент влюблённости - он вообще-то есть. Например, влюблённость мне всегда очень помогает при написании песен. И, кстати, её объектом не обязательно должна быть женщина. Можно влюбиться просто в человека, в мужчину даже, причём без всякой этой дурацкой истории про «голубизну». А то я чувствую, сейчас все начнут хихикать. Так вот - нет, я имею в виду влюблённость в личность.


- У вас был такой «мужской объект»?


- Битлы, например. Мало того, что «Битлз» тогда заслонили всю музыку и всю мировую культуру, они для меня были каким-то и ориентиром, и своего рода лакмусовой бумагой, по которой я сверял написание своих песен.
У меня есть такая способность - «прыгать» из жанра в жанр. Мне даже говорили, мол, «зря ты это делаешь, сбиваешь с толку своих потенциальных покупателей, они не знают, на каких полках тебя искать: то ли ты рок-н-рольный певец, то ли бард, то ли это шансон». Но я вспоминал Пола Маккартни и видел, что он весьма энциклопедичен в своей музыке, ему было всё интересно. Вот так и мне было всё интересно.
Я считаю, что, наверное, заслужил право попробовать и так, и эдак. Хотя могу же и сам себя опровергнуть, в том смысле что человек, который добился определённого уровня популярности, уже не может на все сто процентов принадлежать самому себе. То есть он за каждый «базар» должен отвечать.
Кстати, в смысле «базара» я иногда задумывался над поступками наших звёзд, моих коллег. Они любят иногда высказаться о чём-то в песне, не задумываясь, как откликнется их посыл в душах юных поклонников. Они забывают о том, что артист может служить для молодых несформировавшихся личностей примером для подражания.


- Вячеслав Ефимович, деньги и карьера - какое место в шкале ценностей эти понятия занимали для вас в юности, и какое сейчас?

 

- Когда-то я был продуктом советского воспитания. Ставил себе какие-то задачи, намечал план: на сегодняшний день и перспективный. В перспективе я хотел добиться финансовой и творческой независимости. И в тридцать восемь лет я вдруг вырвался на свободу, у меня появилась возможность записывать и сочинять всё, что я хочу.
Зарабатывать я уже мог столько, сколько хотел. Вот тогда я даже растерялся. Мне стало «некуда идти»! И я понял, что эта фраза, которую приписывают богу - «будет день, будет пища» - не столь глупа.
Когда я начал переосмысливать жизнь, то увидел, что, несмотря на все мои «броски» и попытки добиться своей цели, успех ко мне приходил совершенно не с той стороны, с которой я его ждал. Всё это очень напоминало броуновское движение, и в то же время господь расставил какие-то определённые вехи, которые я должен был пройти. И стараясь идти по прямой, я двигался как-то хаотично...
Ну а последнее время карьерой я не сильно занимаюсь, так как сделал уже достаточно большой задел в восьмидесятые и начале девяностых годов, и это позволяет мне сейчас, в моём, скажем так, немолодом возрасте достаточно комфортно жить и планировать «в небе». И если не налетит какой-то неожиданный ураган и, образно говоря, не переломает мне все крылья, то всё должно быть нормально.
Хотя… Хотя, наверное, хочется ещё попить «свежей кровушки», что-нибудь придумать… Придумать и взмыть куда-то снова в облака и просушить свои крылья.


- А деньги - сегодня это для вас важный вопрос?


- Это вопрос к моей жене скорее. Как я тут посчитал, мне кажется, что из всего моего окружения - из тех, кто зависит от моей зарплаты - я меньше всех трачу на себя. Я когда-то принял себе формулу, что денег надо зарабатывать ровно столько, чтобы хватало на твои запросы. Но… либо у меня запросы слишком невелики, либо я могу их удовлетворять, не влезая в кубышку. Сочинять песни я могу совершенно спокойно, не ходя постоянно в банк и не снимая деньги с карточки.  


- Когда у тебя и так всё хорошо, нужно ли покорять новые вершины, переучиваться, поднимать планку?


- Если это доставляет удовольствие, то да, конечно - это и вообще про жизнь, и про творчество. Если же говорить про творчество, то творчество - это как бы преодоление. Чем Советский Союз хорош был? Взять тот же театр. Для тебя там много было препон, много редакторов, но ты должен был преодолеть все эти преграды. И в итоге мы получали и хороший театр, и неплохое, по отношению к сегодняшнему дню, кино.
Да и литература тогда у нас была, честно говоря, не хуже, чем сейчас. Во всяком случае Шолохов, Пастернак, Мандельштам, Ахматова - все они жили в Советском Союзе, а не в России.


- А вы сделали что-то новое?


- Я всё время делаю что-то новое по отношению к себе предыдущему. Я издал море аудиопродукции, написал несколько взрослых и детских книг. И сейчас мы с Андреем Бильжо, замечательным врачом, писателем и художником, придумали музыкальную аудиокнигу, где я являюсь композитором и автором текстов детских сказочек и песенок, которые мы исполняем вместе с моей женой Татьяной. А Андрей иллюстрировал эту книгу детскими и взрослыми рисунками и карикатурами. По нашей задумке, пока ребёнок будет слушать сказку, сидя в наушниках, мама и папа могут разглядывать рисунки и карикатуры, которые нарисовал мой замечательный товарищ. Книга называется «Про страну Чудландию и её обитателей».


- Но как же музыка? Вы что, от неё совсем отошли?


- Нет, конечно. Как раз недавно, опять же прислушавшись к себе, я вдруг понял, что мне надо подвести какие-то итоги. И что если я сейчас не запишу те песни, которые были сочинены и спеты во времена глухой самодеятельности - ещё в шестидесятые и начале семидесятых - то я этого уже не сделаю никогда.  Я собрал своих коллег, и мы записали пластинку под названием «Мозаика навсегда» - так группа называлась, в которой я когда-то играл.  


- А что вы написали, например, вчера?


- Как раз вчера я кое-что написал. Это саундтрек моей жизни. Вот, послушайте:
Колёс перестук, звон стаканов, любовные стоны,
И овации тысячи, тысячи рук, и под ветром шумящие кроны.
А сюжет, как у всех: дорога и смерть,
И приятно, что поезд в пути…
А сосед по купе всё просит попеть,
Обещая поллитра купить.
Что ж, спою, таков мой удел,
А в пути песня нас отогреет;
Скоротал вечерок, ит’с вери велл,
А гитара, как флаг, гордо реет.
Я повсюду её на себя надевал,
Не страшны с ней любые дресскоды.
Светский раут и пати, танцхолл, пышный бал,
И неважно, что щёлкают годы.
Новых струн для гитары своей не жалел,
И она, как антик, всё дороже.
Мы ведь любим друг друга,
Всего-то и дел!
Благодарен за это я Боже.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА