Хронограф 13.04.2016

111 лет назад прошли испытания первого в России троллейбуса

Шрифт

На 1 января 1941-го в стране уже было 900 троллейбусов, в 1976-м — 21 тысяча; на их долю в 146 городах СССР приходилось свыше 17 процентов объёма перевозок пассажиров. Троллейбусами ежегодно перевозилось более 10 млрд. пассажиров.

13 апреля 1902 года (31 марта по ст. ст.) в Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса, изготовленного фирмой П.А. Фрезе. Этот вид транспорта родился как гибрид трамвая и омнибуса и впоследствии превратился в автобус с электродвигателем, который получает энергию по проводам от внешнего источника. Идея устройства безрельсового трамвая была осуществлена впервые фирмой «Сименс-Гальске», построившей в 1882 году троллейбусную линию в пригороде Берлина — Шпандау. В 1911 году в Европе действовало 33 маршрута общей протяженностью 200 км, на которых работало более сотни машин.

В России в 1902 году, во дворе петербургского завода Фрезе и К°, состоялось испытание грузовой повозки, связанной с электросетью гибким кабелем. Фрезе испытывал машину, построенную по патентам французской фирмы «Ломбар-Герэн». Эта повозка смогла перевезти груз весом в 50 пудов. Идея понравилась, и уже в том же году петербургский студент В.П. Шуберский предложил оборудовать электрическими автомобилями шоссе Новороссийск-Сухуми. Свой проект Шуберский продумал до мельчайших подробностей, представив экономические, организационные, финансовые и технические расчёты, а также экологическую выгоду данного вида транспорта.

В Москве в летнее время большинство жителей предпочитали переезжать на дачи, например, в Кусково и Царицыно. Проблема состояла в способе транспортного сообщения с этими районами, и электрические автомобили представляли для города большой интерес. Если бы не русско-японская война, начавшаяся в 1904-м, не революции и не последовавшие за ними Первая мировая и Гражданская войны, вероятно, что троллейбус в Москве появился бы на два десятилетия раньше.

Современное развитие троллейбусного сообщения началось с 1933 года, когда в Москве стали работать первые отечественные машины ЛК-1. На 1 января 1941-го в стране уже было 900 троллейбусов, в 1976-м — 21 тысяча; на их долю в 146 городах СССР приходилось свыше 17 процентов объёма перевозок пассажиров. Троллейбусами ежегодно перевозилось более 10 млрд. пассажиров, в 122 городах во внутригородских перевозках грузов использовались грузовые троллейбусы. Изначально троллейбусы рассматривались в СССР как пригородный транспорт, но позднее ими стали заменять трамваи на участках, где использование последних затруднено — например, в исторических центрах городов с узкими улицами.

Сегодня в подавляющем большинстве троллейбусы используются для пассажирских перевозок в крупных городах. Они проще по устройству и обслуживанию, чем автобусы, а пуск в холодное время года не создает проблем. Срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем срок службы автобуса. Но самое главное — троллейбус менее шумен и не загрязняет атмосферу городов выхлопными газами.

Однако власти Москвы в рамках программы «Моя улица» планируют заменить все троллейбусы в центре города дизельными автобусами. 13 апреля троллейбус 1-го маршрута, который был установлен ещё в 1933 году, проедет по Тверской улице в последний раз. По данным интернет-кампании «Москвичи за троллейбус», от замены одного троллейбуса на один дизельный автобус в городскую атмосферу ежегодно дополнительно выбрасывается: 1,5 т угарного газа, 0,5 т оксидов серы, 1 т оксида азота, 200 кг твёрдых микрочастиц.