Финансы и право 26.04.2016

Названы ключевые направления стратегии финансового рынка

Шрифт

Центробанк на своем сайте опубликовал стратегию развития финансового рынка России до 2018 года, которая включает десять направлений деятельности. Одно из ключевых — обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения РФ. 

Центробанк считает весомой мерой для защиты прав потребителей финансовых услуг введение стандартов предоставления этих услуг. По мнению экспертов, граждане смогут сравнивать различные финансовые продукты и выбирать для себя необходимые. В плане защиты Банк России намерен оградить граждан от высоко рискованных предложений. Часть финансовых инструментов должна быть доступна только квалифицированным инвесторам, чтобы для гражданина была полностью исключена ситуация принятия на себя неоцененных заранее рисков и обязательств.

Кроме того, регулятор уделяет в своей стратегии большое значение финансовой грамотности населения для защиты собственных прав, а также для формирования спроса на продукты финансового рынка. Подготовлен учебник по финграмотности для средней школы, планируется создание информационного сайта.

Однако приоритетным Банк России считает работу с жалобами потребителей. Благодаря созданной онлайн-системе для подачи жалоб и обращений через сайт Центробанка, эта работа подлежала перезагрузке. Рабочий сайт и колл-центры позволят повысить уровень удовлетворенности населения в решении проблем, возникающих на финансовом рынке. Проект по работе с жалобами назван «Жалоба в подарок». Он позволяет получить обратную связь с потребителем, в целом работает на улучшение регулирования надзорной практики.

Ещё одно направление — повышение доступности финансовых услуг для населения и малого и среднего бизнеса. Центробанк считает, что повышение доступности финансовых услуг состоит из трёх позиций доступности: ценовой, физической и ассортиментной. Ценовая доступность связана со снижением инфляции, так как её уровень влияет на стоимость заёмных ресурсов для потребителя. Уровень физической доступности — это доступ к финансовым сервисам в любой точке страны. Чтобы его повысить, нужны современные цифровые технологии, предоставляющие возможность проводить любые операции дистанционно. Ассортиментная доступность — формирование набора продуктов и услуг, которые подходят разным группам населения.

Ключевые риски развития финансового рынка в период 2016-2018 годов, по мнению Банка России, — это геополитические риски и внешние шоки, высокая скорость проводимых изменений, ограниченные человеческие, финансовые и организационные ресурсы в финансовой индустрии.