Финансы и право 20.06.2016

Мошенники пользуются доверчивостью граждан

Шрифт

Банк России отмечает рост обращений от граждан, ставших жертвами мошеннических схем с упоминанием Центробанка РФ. Приведём несколько примеров схем, по которым действуют аферисты.

Многие из них представляются сотрудниками Банка России, в телефонном разговоре или посредством SMS-сообщений предлагают гражданам получить денежную компенсацию за ранее приобретённые товары или услуги. Для этого клиенту нужно заплатить налог или приобрести «страховой сертификат». Для убедительности они могут направить копии служебного удостоверения, паспорта или других документов. На самом деле документы поддельные.

Ещё одна схема обещает выплатить денежные выигрыши за приобретение товаров в определённых организациях, работающих по каталогам. В рекламе таких организаций обозначены вымышленные кредитные организации-партнёры, название которых созвучно с Центробанком. Распространена схема, когда гражданину предлагают приобрести «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном Банке России». Чтобы это сделать, надо средства перевести на счёт «финансового представителя Банка России», которым является физическое лицо. После перевода денег, «представитель» уже не выходит на связь.    

Все преступные схемы рассчитаны на людей с низким уровнем финансовой грамотности. Люди становятся жертвами мошенников из-за собственной невнимательности, доверчивости и неосведомлённости. Представители Банка России советуют гражданам быть бдительными, не отвечать на сомнительные предложения перечислять деньги для получения неизвестных призов, выигрышей, компенсаций за ранее приобретённые товары, в том числе и медицинские. Необходимо проверять любую информацию, поступившую от якобы Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, адвокатов —позвонить в эти организации по официальным телефонам. При получении сообщений о блокировке банковской карты, следует позвонить по номеру банка, выпустившего карту, а не по номеру, указанному в SMS-сообщении. Эти телефоны указаны на карте. 

Подлинные SMS-обращения банка направляются адресно и содержат последние четыре цифры банковской карты. Потребителям нужно помнить, что защищает их права Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России. На сайте Центробанка есть раздел «Интернет-приёмная», куда принимаются от населения жалобы и обращения.