Финансы и право 08.06.2016

Интернет-мошенничество продолжает развиваться

Шрифт

Количество интернет-краж с банковских карт граждан за 5 месяцев 2016 года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16 процентов, а по сравнению с пятью месяцами 2014-го – на 42 процента.

Эксперты прогнозируют рост таких краж в текущем году – по собственной неосторожности от хищения денег через Интернет и мобильный банк пострадают 95 тысяч россиян. В основном, считают эксперты, мошенники с помощью троянских программ атакуют персональные компьютеры, воруют логины и пароли, получают дубликаты сим-карты и выводят средства клиента со счёта. Часто клиенты подключают интернет-банк к соцсетям, которые не несут ответственность за пропажу денег граждан. Обладатели смартфонов для входа в мобильный банк вводят простой код вместо логинов и паролей, тем самым увеличивают уязвимость приложения. Специалисты советуют использовать защиту от хакеров: устанавливать только безопасное программное обеспечение, периодически обновлять его, использовать антивирус, не доверять SMS-сообщениям.

Эксперты проекта ОНФ «За права заёмщиков» предупреждают ещё об одном способе интернет-краж: мошенники используют копии паспортов граждан для оформления онлайн-кредитов. Вместо подписи используют код, который приходит эсэмэской на телефон, указанный мошенниками. Причём, преступники умудрялись брать по одним копиям документов по нескольку кредитов. Для создания хорошей кредитной истории они сначала гасили долг, после того как МФО одобряло клиенту более внушительную сумму займа, исчезали. А добропорядочным гражданам, которые и знать не знали о мошенничестве с их документами, приходили уведомления уже от коллекторов. Как выяснилось в ходе расследования, пострадавшие в разное время покупали бытовую технику в одном и том же магазине, его специалисты оказались недобросовестными. В этой ситуации пострадали и микрофинансовые организации, но, по мнению юристов, они сами пошли на этот риск. По закону МФО не должны выдавать через Интернет займы более 15 тыс. руб., к тому же они должны иметь банки-партнёры, которые проверяют надёжность заёмщиков.

Юристы советуют гражданам проявлять бдительность и не реагировать на сомнительные предложения незнакомых лиц. Следует перепроверять любую информацию, а свой пин-код нельзя сообщать даже сотрудникам банка. Кроме того, нужно помнить, что если клиент уведомил банк о хищении со счёта средств не позднее следующего дня, ему обязаны вернуть потерянные деньги – об этом говорится в ст. 9 закона «О национальной платёжной системе». Правило работает в том случае, если инцидент произошёл не из-за неправильных действий самого клиента.