Финансы и право 17.05.2016

Перезагрузка службы по защите прав потребителей финансовых услуг

Шрифт

Накануне майских праздников службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров возглавил Михаил Мамута, ранее возглавлявший в Центробанке Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности. Бывший начальник службы Илья Кочетов занял прежнюю должность Михаила Мамуты.

Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров была создана в 2014 году. В её функции входят: оценка состояния регулирования финансовой сферы с точки зрения защиты прав потребителей финансовых услуг; подготовка предложений по внесению изменений в нормативные акты в этом направлении; рассмотрение жалоб и обращений финансовых услуг и инвесторов; разработка и реализация программ повышения финансовой грамотности и информированности населения об институтах и инструментах финансового рынка РФ.

Согласно статистическим данным по работе с обращениями, за последние месяцы прошлого года наибольшее количество жалоб касалось субъектов страхового дела. По видам страхования 82% обращений касались ОСАГО, 9% — КАСКО, и по 2% — несчастные случаи, страхование жизни, добровольное страхование имущества, ответственность туроператоров. В разрезе ОСАГО 80% обращений относились к применению коэффициента «Бонус-малус», 9% жалоб поступило на навязывание услуг, небольшой процент составили жалобы по отказу в заключении договора, несоблюдению сроков принятия решения о страховой выплате и отказ в страховой выплате.

В направлении финансовой грамотности в службе функционирует Управление финансовой грамотности. Вместе с членами Экспертного совета по финансовой грамотности при Банке России специалисты Управления проводят обучение в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки. Академия планирует в течение 2016-2017 гг. провести обучение тьюторов, которые смогут дальше обучить учителей обществознания во всех субъектах для более 40 тыс. школ для преподавания учащимся учебного курса «Основы финансовой грамотности».

По мнению Михаила Мамуты, служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров призвана решать важные задачи, влияющие не только на деятельность Центробанка, но и экономику в целом. Руководитель считает, что служба должна рассматривать в комплексе защиту прав потребителей, повышение доступности финансовых услуг для населения, малого и среднего бизнеса, а также повышение финансовой грамотности граждан. Своей первоочередной задачей он назвал реализацию проекта «Жалоба как подарок». Руководитель считает, что проект позволит не только защитить права потребителя, но и добиться устойчивого повышения качества финансовых услуг.