Финансы и право 11.04.2016

Как россияне оценивают свою финансовую грамотность

Шрифт

По данным опроса, почти треть респондентов имеет выплачиваемый кредит. Из них более четверти сталкивались с ситуациями, когда не могли внести очередной платёж в указанный срок. 15% граждан считают, что при наличии веских оснований возвращать кредит банку не обязательно. 

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) опубликовало результаты комплексного исследования среди потребителей и поставщиков финансовых услуг «Финансовая доступность в России». Исследование проводилось с рамках проекта «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», организатором которого выступили Минфин РФ и Всемирный банк.

По данным исследования, в России действует более 17 тыс. финансовых организаций. Показатель охвата банковскими кредитными организациями составляет 38 подразделений на 100 тыс. человек трудоспособного населения. По оценке потребителей, практически все категории населения могут найти каналы получения финансовых услуг, но большинство россиян не могут самостоятельно разобраться в финансовых услугах.

Как показало исследование, 21% взрослого населения страны не пользуются банковскими услугами, при этом они критично отзываются о своём уровне финансовой грамотности — 55% считают свои знания по управлению финансами на уровне 1–2 баллов из пяти. Самый распространённый продукт — расчётные банковские карты — почти половина опрошенных владеет «зарплатными» картами, 23% — дебетовыми картами, оформленными самостоятельно. Не пользуются услугами безналичных платежей 40% респондентов.

Наиболее вовлечёнными в процесс безналичных платежей являются обладатели кредитных карт. Самыми активными пользователями банковских услуг являются люди среднего возраста (25–44 года). Это жители больших городов, имеющие высшее образование, работающие по найму.

Оценивая заёмное поведение населения, исследователи определили, что популярностью пользуются кредитные продукты — почти треть опрошенных имеет выплачиваемый кредит. Из них более четверти сталкивались с ситуациями, когда не могли внести очередной платёж в указанный срок. Реструктурировали кредиты лишь 6% заёмщиков. 15% граждан считают, что при наличии веских оснований возвращать кредит банку не обязательно.

По данным опроса, население не очень активно пользуется сберегательными продуктами — депозиты и сберегательные вклады имеет 18% респондентов.

В исследовании респонденты давали оценку качеству работы кредитных организаций. В целом граждане удовлетворены услугами, получаемыми в банках. Высокую оценку получили компетентность, доброжелательность сотрудников банка.

Что касается финансовой грамотности населения, 45% опрошенных дали правильные ответы. По самооценке респондентов 42% считают свои знания и навыки удовлетворительными. Выше среднего оценили свои знания 15%, ниже среднего — 41%. Низкий — 55% — уровень знаний показали респонденты в вопросах защиты прав потребителей в работе с коллекторскими агентствами. Слабо осведомлены россияне в плане защиты от мошенничества в финансовой сфере.

Исследование показало, что в группе с высокой финансовой грамотностью интернет-каналом пользовались 25% респондентов, мобильным банком — 16%. В группе с низким уровнем грамотности дистанционные каналы использовали только 4%.