Финансы и право 24.03.2016

Расчёт коэффициента по новым правилам

Шрифт

По оценке Центробанка, большинство жалоб, поступивших от граждан регулятору, связано с деятельностью страховых компаний: 77% от общего количества обращений. Жалуются россияне в основном, 82% случаев, по поводу ОСАГО, в частности – из-за неправильного расчёта коэффициента «бонус-малус» (КБМ).

Коэффициент «бонус-малус» рассчитывается страховой компанией, система расчёта основывается на наличии или отсутствии аварийности в предыдущие периоды. Эти сведения для расчёта КБМ содержатся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (РСА).

В связи с участившимися жалобами РСА обратился в Центробанк с предложением реформировать систему расчёта. Автостраховщики предлагают установить единственное значение КБМ на весь год на конкретного водителя, а не на каждый страховой договор, как это есть сегодня. Выходит, что водитель, вписанный в разные страховки, имеет разные КБМ – именно этот факт и вызывает большинство жалоб граждан.

Нововведение же на год привяжет значение коэффициента «бонус-малус» со скидкой или надбавкой к конкретному водителю. Определять значение КБМ предлагается Союзу, а не страховой компании. По мнению президента РСА Игоря Юргенса, алгоритм расчёта станет более понятным, водитель будет иметь одну страховую историю, с учётом которой и будет пересчитываться коэффициент в спорных ситуациях, когда водитель имеет разные КБМ.

КБМ рассчитывается так, что если показатель коэффициента равен единице, стоимость ОСАГО не меняется. Значение меньше 1 даёт водителю скидку, если коэффициент больше 1 – стоимость полиса увеличивается. Максимальная скидка применяется в размере 50% стоимости ОСАГО, она начисляется за безаварийную езду, если в течение 10 лет страховая компания не выплачивала компенсацию за ДТП, совершенное по вине водителя. По данным союза автостраховщиков, в прошлом году скидку по ОСАГО по коэффициенту «бонус-малус» получили 72% водителей.

Кроме того, РСА предлагает ввести один КБМ для всего автопарка для организаций. Накопленный компанией коэффициент будет сохраняться при заключении полисов ОСАГО на новые единицы техники. В отношении полисов, допускающих к управлению авто неограниченный круг лиц, Союз предлагает установить КБМ 2,45.

В настоящее время коэффициент рассчитывается на собственника автомобиля. По мнению участников рынка автострахования, реформирование системы расчёта КБМ, действующей более десяти лет,  необходимо. Нововведения упростят процедуру расчёта стоимости полиса.