Финансы и право 18.01.2016

Как не стать жертвами кибермошенников

Шрифт

В рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Центробанк провел исследование, показавшее, что в минувшем году более чем на 40% выросло количество краж через интернет-банк и мобильные приложения. Россияне потеряли от действий мошенников более 1 млрд. рублей.

Защищает  граждан от кибермошенничества закон «О национальной платежной системе». Но, по данным финансового омбудсмена Павла Медведева, банки удовлетворяют претензии лишь 25% клиентов.

Они неохотно исполняют положения закона, согласно которому кредитное учреждение по заявлению клиента обязано возместить незаконно списанную сумму. Банк рассматривает заявление в течение 30 дней.

В реальности же банки страхуются на случай мошенничества со стороны клиентов, и возвращают деньги только если имеется вина кредитного учреждения, будь то несовершенство клиент-банка или хакерские атаки.

Сотрудники банков уверены, что в большинстве случаев клиенты своими действиями сами провоцируют мошенников, не соблюдая правила информационной безопасности. И часто люди путают случаи, когда они сами предоставляют доступ мошенникам, сообщая им данные карты, с несанкционированным списанием. Аферисты любыми способами выманивают у клиента данные о его банковской карте, и когда денежные средства списываются, банк не несет ответственности за доверчивость клиентов.

Что делать, если человек заметил, что с его карты списываются денежные средства? Юристы советуют в этом случае немедленно заблокировать карту, позвонив в службу поддержки банка или с помощью интернет-банкинга. После нужно обратиться в банк с письменным заявлением о блокировке карты и оформить претензию. Еще нужно написать заявление в правоохранительные органы. Кроме того, нужно собрать документы, подтверждающие непричастность клиента к списанию денег: расчетные документы, подтверждающие, что операция была произведена без указания пин-кода, физического предъявления карты или через Интернет. Если банк не идет на встречу клиентов, надо написать жалобу в Центробанк или Роспотребнадзор.

Чтобы не стать жертвами мошенников, эксперты советуют гражданам осторожно относиться к электронным письмам, требующим конфиденциальную информацию. Не следует заходить на подозрительные сайты. Надо регулярно обновлять антивирусные программы, проверять, нет ли вирусов на ноутбуке и телефоне. Эксперты советуют: при входе в онлайн-банкинг пароли и доступы лучше вводить с помощью виртуальной клавиатуры. Следует распечатывать на бумаге все совершенные денежные операции – в онлайн-документы можно внести изменения, а бумажные копии сохранят истинную историю. И еще важный совет от экспертов: не нужно хранить крупные суммы на картах, с которых производятся электронные платежи. Средства лучше хранить на депозитном счете – это самый надежный способ сбережения.