Финансы и право 20.06.2011

В России грядет новая пенсионная реформа

Шрифт

С будущего года отчисления в Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования России будут снижены с 34 % до 30 %, а для малого бизнеса в производственной и социальной сферах – до 20%. Об этом 17 июня 2011 года сообщил Дмитрий Медведев, выступая на Санкт-Петербургском экономическом форме.

Глава правительства особо отметил, что решение принято после длительного обсуждения. «Это, конечно, не радикальное снижение, но знаковый и выгодный шаг для огромного числа малых и средних предприятий. Считаю, что такое решение на переходный период является справедливым и сбалансированным», - цитирует Медведева ИТАР-ТАСС.

Напомним, что три месяца назад Президент России торопил правительство снизить социальные отчисления (в 2014 году начнется пенсионная реформа в России). Ранее вопрос о размере страховых взносов являлся краеугольным камнем реформы, которая призвана модернизировать налоговую и пенсионную системы в свете новой экономической политики государства. Теперь спорам - конец. Начинается двухлетний период, который позволит правительству попытаться завершить пенсионную реформу (за период с 2012 по 2013 гг), в частности изменить параметры пенсионной системы, чтобы, формально не повышая пенсионный возраст и не наращивая вновь дефицит Пенсионного фонда, добиться ее сбалансированности. Официальный представитель правительства РФ, замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин ранее в интервью "Ъ"изложил предложения ведомства по коррекции пенсионной системы с 2014 года. Она по сути уже разработана Минздравом, но будет окончательно доработана и передана в правительство на обсуждение не позднее ноября. В свете этого понятно, для чего правительству понадобился переходный «двухлетний» период пониженных страховых взносов: если предложение Минздрава будет принято, Россию ждет еще одна пенсионная реформа, по своему масштабу сравнимая с повышением пенсионного возраста.

Смысл предложений Минздрава — в отказе от «пенсионной формулы» 2002 года, утвержденной пенсионной реформой Михаила Зурабова, и введении новой концепции, позволяющей уравновесить пенсионную систему, освободив ее от дополнительных вливаний со стороны бюджетной системы. Из слов господина Воронина следует, что в первую очередь Минздрав предлагает полностью отказаться от сложившегося принципа индексации пенсий по уровню инфляции и зафиксировать их соотношение к средним заработным платам в экономике. Второй принцип — обязательность полного пенсионного стажа для получения полных пенсионных прав: Минздрав указывает на положения Международной организации труда, согласно которым минимальные пенсионные права дает трудовой стаж в 15 лет, а полные — 30 лет.

Сейчас «вход» в пенсионную систему открывает пятилетний стаж. Фактически речь идет о частичной альтернативе изменению пенсионного возраста, по крайней мере - для женщин, чей трудовой стаж в РФ сейчас зачастую меньше 30 лет из-за декретных отпусков и времени на получение высшего образования. Третье радикальное изменение — «базой» для платежа в пенсионную систему должен стать полный заработок вне зависимости от его размера. Таким образом, в новой формуле, как и в формуле 2002 года, будут учитываться стаж и индивидуальный заработок работника.

Наконец, четвертое — Минздрав предлагает корректировать размеры фактических пенсий на некий новый параметр учитывающий макроэкономическую и демографическую нагрузку на пенсионную систему. В конечном итоге речь идет о возможности для правительства «вручную» регулировать динамику пенсий, исходя из состояния экономики и размеров получаемых страховых и накопительных взносов через актуарные расчеты. По данным "Ъ", дискуссия по этому поводу между Минздравом и Минфином не окончена, участники сторонотказываются от комментариев.Пока рассматривается и вариант возможности либерализации «переброса» накопительной части пенсии в страховую, что, скорее всего, существенно уменьшит «накопительную» часть пенсионной системы, формирующуюся из обязательных взносов, или даже полностью ее ликвидирует — это также может быть частичной альтернативой повышению пенсионного возраста.

Рассчитать сейчас, каким образом инициативы Минздрава изменят с 2014 года размеры пенсий и условия их получения, пока невозможно, в «концепции Минздрава»чересчур много недостающих страничек. На сегодняшний день из объяснений ведомства ясно, что пенсии будут более дифференцированными, ставка платежа в Пенсионный фонд будет ниже, чем предлагаемые на «переходный период», а уплата платежа со всей суммы заработка в первые годы работы системы увеличит кумулятивную нагрузку на работодателей. Также возможно предположить, что Минздрав заранее согласен с постепенным снижением коэффициента замещения в пенсионной системе.

Проясняется и вариант, который ищет Минздрав: с одной стороны, отказ от «пенсионного социализма» с постоянным наращиванием пенсионного бремени на молодые поколения, с другой — уход от «инвестиционных» пенсионных систем в сторону полузабытых пенсий 70-х годов. Очевидно, что полная балансировка доходов и расходов Пенсионного фонда с новой формулой в 2014 году потребует и коррекции налоговой системы, и быстрого отказа от массовых «льготных» пенсий, и параллельного урегулирования системы здравоохранения — до 2014 года, кстати, Минздрав успеет потратить около полутриллиона рублей на перевооружение здравоохранения.

В любом случае пока чиновники просчитывали перспективы двухлетнего периода, президент России принял волевое решение и поставил точку в сложно принимаемом властями решении о радикальном снижении отчислений в Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования России. В ближайшее время специалистам ведомств, придется досконально просчитать экономический эффект и последствия для бюджета от проводимой реформы.