ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ: ПЛЮСЫ И ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ВЫПУСК №48, ДЕКАБРЬ 2015

Старый анекдот советских времён: «При коммунизме мы дойдём до невиданного прогресса! Можно будет не ходить за продуктами в магазин, а заказывать их по телефону! — Ага, а получать как — по телевизору?!» В прогресс верилось слабо. Но — с годами в шутке осталась лишь доля шутки...

С коммунизмом как-то не сложилось. А вот продукты или товары и впрямь можно теперь заказать «по телевизору» (на экране монитора с сайта интернет-магазина), оплатить пластиковой карточкой или с баланса телефона, сравнить нужные товары в виртуальном пространстве и только потом веско сказать: «Заверните, беру!» Никого таким прогрессом уже и не удивишь. Разве что старшее поколение менее охотно прибегает к услугам онлайн-продавцов, чем молодое или среднее. Между прочим, напрасно. У интернет-магазинов есть по меньшей мере три очевидных плюса.

+1. ДОКАЖИ, ЧТО НЕ ВЕРБЛЮД

Пакет молока, пакет кефира, курица, картошка, пачка риса, стиральный порошок, банка горошка…а, да, ещё бутылка «Ессентуков» для дедушки и детское питание для внука. Всё. Сумки тянут к земле, руки отваливаются, проклятые пластиковые пакеты рвутся в самый неподходящий момент. В некий момент изображать из себя вьючного верблюда на караванной тропе надоедает даже самому заядлому стороннику покупок «в магазине на углу».  

Преимущества интернет-гипермаркетов, которые доставляют продукты и прочие товары на дом, оценили не только «лентяи», но и мамы с маленькими детьми, пенсионеры, которым трудно выходить лишний раз из дома, «безлошадные» горожане, большие семьи, где вечно «ничего не напасёшься».  

Личный опыт. Ненавижу таскать тяжести, да и не очень-то могу. Собственную спину я ценю дороже, чем стоимость доставки в продуктовом интернет-магазине (тем более что для постоянных клиентов она часто бывает бесплатным бонусом). Соки, газировка и спиртное перед праздниками, крупы и сахар, стиральный порошок и корм для собак, овощные и прочие консервы — со всем этим добром к нам звонит в дверь крепкий мужчина с увесистыми пакетами. Заказ я обычно оплачиваю прямо на сайте, но если продукты мне почему-то не понравились или уже не нужны, «сдачу» вернут в течение пары дней на карточку. С наличными расчетами еще проще: не хочешь — не надо. Особенно удобно то, что продукты могут доставить и на подмосковную дачу. Я проверяла: водитель умудряется не заблудиться даже в хитросплетении «аллей» нашего садоводческого товарищества!  

Минусы. Общая стоимость покупки должна быть не меньше определённой суммы. Не все цены одинаково приятны — иногда «на углу» тот же товар продают дешевле.  

+2. ПУСТЬ ЛЮДИ РАССУДЯТ

Бытовая техника имеет привычку ломаться в самый неподходящий момент. Когда мастер расписался в своём бессилии и агрегат отправился на помойку, начинаются нешуточные муки выбора новой модели. В этом отношении интернет-магазины — спасение для несведущих или сомневающихся. Самое простое — зайти на поисковый сайт (например, в раздел «Маркет» на Яндексе) и объяснить виртуальному «гуру», что именно вам требуется. Например, стиральная машина, которая умеет то-то и то-то, а стоит не более такой-то суммы (а вот эту марку, пожалуйста, не предлагать!). На экране возникнет список подходящих товаров — пожалуйста, сравнивайте, читайте отзывы и выбирайте точку, где вам предложат оптимальную цену. Дальше можно посмотреть отзывы про сам магазин и сделать в нём заказ по телефону или электронной почте. Немедленно перезвонит менеджер и оговорит детали доставки товара (или порядок самовывоза). Естественно, будет дан чек и гарантия, как в обычной торговой точке.  

Личный опыт. Большая часть бытовой техники (от диктофона до мультиварки, от телевизора до только что приобретённой стиральной машины с сушкой) приехала к нам домой из интернет-магазинов. Правда, опытным путём выяснилось, что не стоит «гнаться за дешевизной» или покупать малоизвестные марки. Кот в мешке может оказаться с блохами. Перед покупкой надо внимательно изучить отзывы о товаре и о самом продавце, при оплате карточкой онлайн соблюдать обычные меры предосторожности.  

Минусы. Иногда небольшие торговые точки намеренно занижают цену на 10–15%, чтобы привлечь покупателей. Но, увы, уровень сервиса у них очень средний, курьеры необязательные, менеджеры не всегда компетентны. А товара может «случайно не оказаться» — либо ждите, либо соглашайтесь на замену. Нет, спасибо.

+3. НА ГРОШ ПЯТАКОВ

Интернет-магазины за счёт того, что им не надо тратить лишние средства на аренду помещений и зарплату продавцам, порой предлагают нужные товары по действительно низким ценам, и никакого подвоха здесь нет. То же касается и зарубежных сайтов, особенно в сезон распродаж. Книги и учебники, домашние мелочи, детские игрушки, «нужные штучки» для собак или кошек гораздо выгоднее покупать онлайн, чем в «нормальных» магазинах с их суровой торговой наценкой. Есть и такая приятная для потребителя вещь, как скидочные сайты (купонаторы), где фирмы продают товары или услуги с большими скидками ради привлечения новых клиентов.  

Личный опыт. Зонтик, сковородка, билет на полет в аэротрубе, по 5 сеансов в «криосауне» и кислородной барокамере, банка очень неплохой икры, скидка на билеты в театр и ужин в ресторане — всё это и многое другое у меня появилось благодаря купонному сайту. Удобно и относительно недорого — к тому же сильно расширяет кругозор.  

Минусы. У каждого товара есть своя цена. Если его предлагают с явным демпингом — стоит задуматься, почему и зачем. На подобных сайтах лучше не покупать то, что надо видеть воочию. Опыт возврата некачественного набора посуды меня в этом убедил. Но разочарований было немного — не больше, чем в обычных магазинах.

Екатерина Конькова

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Наталья Васильева, Заместитель Управляющего директора ПАО «Совкомбанк»

Интернет-платежи — это, безусловно, удобно и выгодно. Однако насколько безопасно? Пока деньги у вас в руках, вы можете контролировать процесс их передачи другому лицу. А если деньги электронные, хранящиеся на карточке, у многих людей до сих пор возникает подсознательный страх: «Мало ли что».

В действительности электронные платежи достаточно безопасны. Банки ежегодно тратят крупные суммы на усовершенствование платёжных систем, отрабатывают механизмы, которые использовались мошенниками, — ни один раскрытый случай мошенничества с использованием банковских карт не остался не изученным специалистами по финансовой безопасности. Однако при оплате покупок в Интернете необходимо соблюдать простые, но эффективные правила:  

Не расплачивайтесь картой на непроверенных интернет-ресурсах. Банки, а также крупные интернет-магазины, работающие на рынке несколько лет и дорожащие репутацией, всегда заботятся о безопасности покупок. Они, как правило, используют технологии, гарантирующие безопасный ввод данных. Мелкие интернет-магазины обычно не имеют для этого возможностей. Поэтому, покупая товар в непроверенном интернет-магазине, выбирайте в качестве способа оплаты передачу наличных курьеру. Если такой способ отсутствует, от покупки лучше воздержаться.

 По возможности не используйте для покупок в Интернете зарплатную карту и карту, на которую вы получаете пенсию. Обзаведитесь для этих целей специальной картой, на которую перечисляйте определённую сумму по необходимости.

Подключите сервис SMS-информирование. Вы всегда будете знать, если кто-то попытается воспользоваться вашей картой. При несанкционированном снятии средств вы сможете оперативно сообщить об этом в банк, что позволит вернуть деньги.  

Не делайте интернет-платежи с компьютера, который используют для онлайн игр, скачивания фильмов и музыки с сомнительных сайтов и т.п. На таких компьютерах существует большая угроза хакерских атак, вследствие чего ваши платёжные данные могут попасть в руки злоумышленников.  

Многие производители антивирусных программ предлагают в пакете сервис по безопасным платежам. Используя его, можно указать адрес интернет-ресурса, где вы собираетесь вводить данные карточки. При открытии этого сайта вы будете переведены в режим защищённого платежа – данные карты будете вводить в специальном окне, благодаря чему после проведения платежа информация нигде не сохранится.

И просто будьте бдительны. Если в процессе совершения покупки произошёл странный сбой, появилось сообщение с просьбой обратиться в службу поддержки, указав номер карты и CVV-код (три цифры на оборотной стороне карты), — прекратите операцию.