МЫ ОБНАРУЖИЛИ СЕБЯ В КАНАДЕ

ВЫПУСК №38, ИЮЛЬ 2015

«Радио России. Культура» по-своему уникально. Заставляет задаваться фундаментальными вопросами. Что такое «Россия»? Что такое «культура»? Какое отношение эти понятия имеют к вышеозначенной государственной радиостанции? В ФМ-диапазоне не так много претендентов на статус просветителей, к каждому из них прислушиваешься с особым вниманием...

Слушая «Культуру», трудно не задуматься о причинно-следственных связях, науке логике, хотя за десять лет существования станции многие уже привыкли к её формату. И всё-таки, согласитесь, странно: процентов семьдесят эфира «Радио России. Культура» — англоязычная музыка. Включаешь радио, финансируемое из бюджета РФ, а там торжество англосаксонской, афроамериканской песни, популяризация чужеродной музыкальной эстетики, пусть и не самых худших её образцов.

Но почему именно российский налогоплательщик должен оплачивать распространение и укоренение этой музыкальной традиции? Логичнее было бы пропагандировать англоамериканскую культуру за деньги госдепа США, пожертвования британского королевского двора, однако почему-то у нас этим занимается российское государственное радио…

Когда на «Культуре» какой-нибудь ведущий (диджей) анонсирует репертуар музыкального часа, он эффектно и не без самолюбования переходит на английский. Чувствуется, человек оказался в своей тарелке. В искусственно воссозданной атмосфере заграницы ему комфортно. Он как будто ныряет Ихтиандром в среду, где мыслящий человек может дышать полной грудью.

Так когда-то в 70–80-е подростки оклеивали стены квартиры заграничными плакатами, выставляли напоказ фирменные виниловые пластинки, делая из них ключевой предмет интерьера. Сидишь, смотришь глубокомысленно на всё это торжество латиницы, фиксируешь в отражении серванта собственный хаер, отрощенный на битловский манер, и понимаешь — как личность ты состоялся.

Поразительно, но существуют персонажи, пребывающие в инфантильном состоянии до сих пор. Когда-то их рекрутировала перестройка, в 93-м призыв «защищать демократию» они уже в массе своей проигнорировали, зато на Болотную размяться вышли — с детьми и внуками. Пора передавать эстафету глобализма подрастающему поколению.

Для тех, кто считает глобализацию естественным ходом вещей, тема англоцентричности российского государственного радио, скорее всего, покажется неактуальной. Однако речь идёт о радио «Культура». Этот проект должен, по идее, содержать хотя бы какие-то элементы охранительства. Наверное, где-то в архивах пылится обоснование с рассуждениями о «национальной культуре», необходимости её поддержки. Вряд ли на этапе выколачивания денег из государства инициаторы обещали сутками крутить англоязычную музыку.

Вряд ли в качестве ведущего заявлялся и гуру резонёрства, мистер банальность — Борис Гребенщиков. На основании каких достижений «БГ» выступает на государственном радио учителем жизни и эталоном вкуса? Какое отношение имеет этот представитель умирающей субкультуры к «Культуре»?

Вот он с удивительно фальшивой интонацией популяризирует кельтскую музыку: «В канун мая друиды возводили костры на вершинах холмов по всем Британским островам, чтобы символически принести солнечный свет на Землю. В честь такого знаменательного дня в программе прозвучит музыка тех краев, где празднуют праздник Бельтайн…»

А вот другая программа, но всё та же манерность и фальшь: «Совсем недавно мы снова с наслаждением обнаружили себя в Канаде. С наслаждением — говорю я — потому что издавна ловлю себя на самых тёплых чувствах к этой стране. И климатом и вообще всем она похожа на Россию — искренняя, тёплая, приветливая…»

Как вам этот звонкий колокольчик на шее священной коровы «русского рока»? — «Совсем недавно мы снова с наслаждением обнаружили себя…» — Услышав умилительную подводку, непреодолимо хочется разуверить оратора в приветливости России, засандалив чем-нибудь в соотечественника. О «приветливости» Канады (с её антироссийскими санкциями и поддержкой Майдана) говорить с «БГ» бесполезно, ибо его величество трансцендентальность обменял здравый смысл на тибетские благовония ещё во времена Андропова.

Как такое пропускают в эфир? Где редакторы, директоры, медиаменеджеры? Это ведь не интернет-вещание студентов-энтузиастов, это государственная радиостанция с громким названием «Культура»! Послушав Гребенщикова, понимаешь, почему роктусовка с таким ожесточением бичевала советскую цензуру. Никогда бы им не удалось соответствовать цензурным требованиям СССР — в первую очередь, с точки зрения элементарных представлений о вкусе.

«БГ» рассуждает на «Культуре» о чём попало. Нет темы, за которые он постеснялся бы взяться, глубокомысленно заполняя паузы между англоязычными песнями. Вот и о цензуре есть гурушке что сказать: «Опыт человечества показывает, что, несмотря на отсутствие теоретического ответа на вопрос о цензуре, в любом нормальном обществе это решается само собой: путём общественного договора. Альтернатива этому только одна — государственное разбирательство с «дегенеративным искусством» и концлагеря…»

По какому такому общественному договору нас пичкают с утра до вечера лагерной темой? Только закончил Сергей Гармаш литературный сериал «Архипелаг ГУЛАГ», а тут уже и новая радиопостановка подоспела — Сергей Шакуров проникновенно доносит до слушателя месседжи «Красного колеса».

Однако репертуар «театра у микрофона» не так однообразен. Радио «Культура» смело идёт навстречу публике, прислушивается к её чаяниям. В течение нескольких месяцев аудитория может наслаждаться радиоспектаклем по повести Татьяны Устиновой «Жизнь продолжается». Странно, конечно, что государственное СМИ настойчиво популяризирует масскульт, но, может быть, это тонкий педагогический приём: заманить слушателя «простым» ради вовлечения в «сложное»?

В новостях академично, как и подобает «Культуре», рассказывают о каком-то видеоарте, потом о каком-то перформансе и наконец (прежде чем напомнить курс доллара) сообщают главное из культурной жизни страны: «Вышел первый полноценный тизер нового сезона «Секретных материалов». В 15-секундном видео появляются главные герои сериала: агенты ФБР Фокс Малдер, которого сыграл Дэвид Духовны, и Дана Скалли, роль которой воплотила Джиллиан Андерсон».

Кажется, именно в сочетании «актуального», коммерческого и антисоветского, видят секрет успеха медиаменеджеры «Культуры». Микс из «БГ», Татьяны Устиновой, «Архипелага ГУЛАГа» и галереи «Гараж» — вот он, образ «Культуры», вот он, навязываемый «Культурой» культурный код. Ритуальная антисоветчина имитирует идеологию и является пропуском к бюджетному финансированию. Пустопорожняя многозначительность «современного искусства» создаёт видимость культурной значимости. Вместо настоящей культуры — возделывания, воспитания — аудитории предлагают самые разнообразные субкультуры вперемешку с масскультом. И всё это под саунд-наркозом продвинутой англоязычной музыки.

Логичный вопрос: слушают ли это радио руководитель ВГТРК Добродеев и министр культуры Мединский?  

Олег Пухнавцев