ЛУГАНЩИНА: ЗАВОДЫ НАБИРАЮТ ОБОРОТЫ

ВЫПУСК №36, ИЮНЬ 2015

17 июня украинские власти ужесточили блокаду ДНР и ЛНР, запретив ввоз продуктов, лекарств и других товаров. Теперь что-либо ввозить сюда можно только как гуманитарную помощь. Блокада сделала невозможным любое сотрудничество Украины и луганских предприятий. Поэтому большинство из них сегодня ориентированы на Россию. Из РФ они получают сырьё, туда же сбывают продукцию. Основа промышленности области — топливно-энергетический комплекс состоит из заводов по переработке нефти и производства железнодорожного оборудования. На карте обозначены три крупных промышленных центра: Луганский (машиностроение и металлообработка), Алчевско-Стахановкий (уголь, металлургия, машиностроение) и Рубежанско-Северодонецкий (химия и нефтехимия). Первые два — под контролем ополченцев...

АВИАРЕМОНТНЫЙ

Территории подконтрольные ЛНР в основном промышленные, из 600 предприятий области здесь находится 420, причём работают — 80.

«Большая часть предприятий, имеющих принципиальное значение для экономики Луганщины, остаются на территории республики», — рассказывает исполняющий обязанности министра промышленности ЛНР Дмитрий Божич. «Нам удалась сберечь и промышленный потенциал, и базу для того, чтобы восстановить репутацию экспортноориентированного региона. На 80 работающих предприятиях занято свыше 25 тысяч человек. Мы прорабатываем новые пути поставки сырья, приходится пересматривать и рынок сбыта, ориентируясь на Россию. Существуют определённые требования к продукции её оформлению, поэтому сразу перестроиться трудно, но думаю, все проблемы мы со временем решим», — убеждён Дмитрий Божич.

Основные трудности у предприятий ЛНР из-за отсутствия правовой и нормативной базы. К примеру, авиаремонтный завод готов конкурировать с зарубежными предприятиями, однако пока не может заключать международные контракты. Этот завод первым в СССР освоил капитальный ремонт всемирно известного вертолётного двигателя ТВЗ–117 и первым в авиаремонтной сети Украины получил сертификат качества по требованиям международного стандарта. Луганский авиационный ремонтный — единственное предприятие на Донбассе, выполняющее техническое обслуживание авиатехники военного, гражданского или двойного назначения.

«Мы уже думаем о завтрашнем дне и готовы конкурировать с мировыми компаниями», — заявил председатель Совета министров ЛНР Геннадий Цыпкалов. По его словам, чтобы предприятие работало, необходим выход на уровень международных контрактов, так до войны завод сотрудничал с более чем 50 странами — среди них Россия, Индия, Ливия, Куба, Египет, Шри-Ланка. «Мы будем сотрудничать со всеми, кто готов работать с ЛНР», — подчеркнул премьер.

Во время военных действий на территорию этого завода попало более 150 снарядов, в том числе и в испытательный цех. Сегодня здание восстановлено, и завод производит запуск и налаживание оборудования, которое в будущем сможет дать большие поставки и доходы в бюджет.

ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

Лугансктепловоз выпускает магистральные и маневровые тепловозы, дизель и электропоезда, трамваи и поворотные круги, запчасти для железнодорожного транспорта. До военных действий основными его заказчиками были Укрзализниця и ОАО «Российские железные дороги». Россия без продукции Лугансктепловоза не может обойтись: здесь нет серийного выпуска грузовых магистральных тепловозов. В своё время Трансмашхолдинг разрабатывал эти машины на заводах в Брянске и Коломне, но до серийного производства так и не дошло: сказался недостаток опыта, так как с советских времен эти грузовые магистральные тепловозы изготавливали на Украине.

2012 год Лугансктепловоз закончил с выручкой в 211 млн долларов, прибыль — 5 млн. В 2013 г. продукции выпустили на 75% больше, чем в предыдущем. После начала боёв в 2014 г. завод перешёл на односменный режим, а в августе остановил работу, потеряв часть годового заказа «РЖД». Из 138 локомотивов завод не поставил и половину. Через месяц предприятие возобновило работу.

По информации пресс-службы завода, «присутствуют серьёзные трудности в организации материально-технического обеспечения и отправки готовой продукции заказчикам в условиях боевых действий в регионе и введением новых ограничительных мер по блокированию транспортных перевозок».

В то же время на днях Антимонопольный комитет Украины одобрил продажу 76% акций Лугансктепловоза Брянскому машиностроительному заводу. Однако радоваться рано. Вице-премьер Украины Сергей Тигипко оказался недоволен сделкой, заявив, что Украина потеряла минимум 25,3 млн долларов. По его словам, после проведённого конкурса «снова будут суды и возвраты». Сомневался в приватизации завода и экс-президент Виктор Ющенко. Дело в том, что Трансмашхолдинг уже владел предприятием, заплатив за него в 2007 г. 292,5 млн гривен. Ющенко смутила начальная стоимость пакета акций в полмиллиона гривен. Тогда Днепровагонмаш и «Марганецкий ГОК», не допущенные к конкурсу, добились судебных решений о недействительности договора купли-продажи. В результате пакет акций был списан со счёта Брянского машзавода и возвращён на счёт Фонда госимущества Украины. Повторный конкурс обошёлся Брянскому машзаводу в 410 млн гривен (51,8 млн долларов).

В Фонде госимущества Украины считают, что продали завод по дешёвке, однако если учесть, что износ основных фондов завода 70%, а загрузка производства сегодня лишь 20%, то цена в 51,8 млн вполне адекватная.

ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ

С декабря 2014-го возобновил работу и энергозавод, который на протяжении 55 лет занимает ведущее место на рынке капремонта электродвигателей и силовых трансформаторов.

А некоторые заводы приняли решение перенести производство на территорию РФ, как, к примеру, «Поли-Пак» — производитель колбасных оболочек и гибкой упаковки, или завод трубопроводной арматуры «Маршал». Они разместили свои производственные мощности в Воронежском индустриальном парке «Масловский». Сменил прописку и электромашиностроительный завод, переехав в Каменск-Шахтинский Ростовской области.

Глава ЛНР Игорь Плотницкий ставит задачу всем министерствам, в том числе и госкомитету по налогам и сборам, начать работу с угольными предприятиями.

«Игорь Плотницкий говорит прямо: либо эти предприятия начинают работать в Луганской Народной Республике с прежними хозяевами и платить налоги в ЛНР в нашем правом поле, либо мы объявляем, что эти предприятия бесхозные и берём их под государственное управление, — отмечает министр финансов ЛНР Евгений Мануйлов. — Однако это не значит, что мы их национализируем. Мы отдаём их в концессию другим людям, которые это предприятия запустят и начнут платить налоги».

По данным Госстатистики Украины, промышленное производство в январе сократилось на 19,7% по отношению к декабрю прошлого года. Это произошло, в первую очередь, из-за того, что Луганск и Донецк перестали работать на Украину. Так что не столько луганским заводам плохо без Украины, сколько Украине несладко без луганской промышленности.

Луганская республика обладает мощным экономическим потенциалом, в то же время, как и ДНР, сталкивается с трудноразрешимыми проблемами, главные из которых — непризнанность государства, разрыв производственных цепочек, отсутствие каналов сбыта и недостаток собственного сельского хозяйства (северная часть Луганской области контролируется Украиной). Однако то, что часть производств в ЛНР уже запущены и работают, даёт основание утверждать, что ЛНР имеет все шансы на самостоятельное экономическое существование. Для этого есть и сырьевые, и трудовые механизмы. 

Светлана Руденко, Луганск,

фото автора