СМИ о нас 14.07.2011

Формула "50 плюс"

Шрифт



14.07.2011

 По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на январь 2011 года, в России проживают 46,19 млн человек старше 50 лет. По международным критериям население признается старым, если граждане старше 65 лет составляют в нем более 7%. А в России таких жителей около 13%, то есть практически каждый восьмой наш соотечественник. К сожалению, бизнес пока не понимает, как быть с этой группой сограждан, активных и отнюдь не бедных.

Плюсы зрелого возраста

В России нужды и потребности людей старшего возраста — от 50 лет и старше — не учитываются в должной мере. Политики, социологи и маркетологи, как и 20 лет назад, делают ставку на 20—35-летних, считая их наиболее активной частью общества. Тренд был задан еще в начале 1990-х, когда именно молодые смогли быстрее и эффективнее переключиться на новые капиталистические реалии, заняться бизнесом. Но сейчас тогдашним начинающим бизнесменам уже 40—45, и они задумываются о том, как изменить отношение общества к проблемам «золотого возраста».

Примером такого подхода стал проект «50 плюс», названный по аналогии с зарубежными структурами аналогичного толка. Мария Салуцкая, председатель оргкомитета проекта, не считает его сугубо бизнесом: важна социальная составляющая, которая призвана способствовать полноценной жизни людей зрелого и старшего возраста, сохранить их активное экономическое и нравственное присутствие в обществе. По ее оценке, граждане после 50 обретают новую степень свободы (нередко экономической), которой они не обладали в период максимальной жизненной активности. А это создает совершенно новую нишу для сервисного и развлекательного бизнеса, для целого разряда потребительских товаров.

Главная проблема, с которой сталкиваются «возрастные» россияне, — это невостребованность, невозможность реализовать свой потенциал, как профессиональный, так и духовный. По данным Росстата на май нынешнего года, лица в возрасте 50 лет и старше составляют 19,4% безработных в России. Им гораздо труднее, чем молодым, найти новое место работы, если они по какой-то причине были уволены или сокращены. Это же подтверждают исследования специалистов: чувство тревоги по поводу неопределенности своего будущего и возможности потерять работу испытывают 71,9% россиян, причем в большей степени это наблюдается у представителей старших возрастных групп — от 50 лет.

За рубежом и в России люди за 50 — еще далеко не старики. Они стремятся заниматься спортом, путешествовать, хотят развиваться профессионально: например, осваивать компьютерную грамоту, получать второе образование, переквалифицироваться, работать консультантами и наставниками, что исключает возможность карьерной конкуренции с молодежью. Согласно исследованию «Экономическая активность населения России-2010», проведенному специалистами Росстата, из 75,5 млн человек экономически активного населения России (по состоянию на 2009 год) пятидесятилетний рубеж перевалили 18,3 млн, а шестидесятилетний — 2,8 млн. По данным того же исследования, в 2009 году средний возраст экономической активности составлял 39,6 года, что ощутимо ближе к 50, чем к 20 — примерному возрасту начала самостоятельной экономической активности среднестатистического гражданина. И в целом наблюдается тенденция к увеличению среднего возраста экономической активности (в 2000 году он составлял 38,7 года, в 2005-м — уже 39,2 года).

Не ценой, а количеством

Проект «50 плюс» стартует форумом-выставкой в московском Экспоцентре 1 ноября 2011 года при поддержке московского правительства, Торгово-промышленной палаты РФ, ряда министерств и ведомств. «В рамках форума будут охвачены все стороны жизни зрелых людей: экспозиция разбита на девять разделов — от бытовых и социальных услуг до недвижимости и финансов», — говорит Мария Салуцкая.

Мария Салуцкая утверждает, что ее проект рассматривает сферу услуг в широком контексте. Это и специализированный туризм для групп пожилого возраста, учитывающий медицинские рекомендации, и бытовая электронная техника, легкая в обращении. Людям категории «50 плюс» нужны миллионы простых компьютеров, а уж о «глазастых», с крупными цифрами мобильниках и говорить нечего. Тут бизнес может взять не ценой, а количеством. И выполнить вдобавок важную социальную роль.

Для многих пожилых людей удобства важнее моды, но повседневной одежды просторного покроя из недорогих тканей очень мало, хотя потребителей десятки миллионов. «Кто первым утвердится на этом перспективном рынке, тот и преуспеет, — отмечает Мария Салуцкая. — Однако российские компании пока не видят бизнес-составляющей, в лучшем случае они расценивают участие в форуме-выставке как благотворительность. На сегодняшний день партнерами проекта стали инвестиционная компания О1Properties и группа компаний ПИК, представители которых называют нишу «50 плюс» перспективной.

В развитых странах за последние десятилетия не только бизнес переориентировался под запросы стремительно растущей категории потребителей «50 плюс». Там созданы общественные организации, занимающиеся проблемами людей зрелого и старшего возраста, которые оказывают большое влияние на формирование бизнеса и сферы услуг, финансово-страховых, а также адвокатско-юридических институтов, обслуживающих людей старшего возраста. В России сейчас формируются только группы по интересам, например молодые родители за детские сады или автолюбители, протестующие против мигалок. Вопросами «жизни на пенсии» пока не интересуются ни политики, ни государство. Возможно, проекту «50 плюс», в планах которого создание общественной ассоциации, удастся объединить государство, бизнес, гражданские институты и направить их усилия на улучшение качества жизни тех, кому за 50.

 http://rbcdaily.ru/2011/07/14/cnews/562949980635473