СМИ о нас 06.02.2014

Вызов "серебряного возраста"

Шрифт

В нашем обществе на сегодняшний момент достаточно остро ощущается отсутствие сбалансированной информационной политики в отношении людей старшего поколения. Что нужно в этом направлении сделать, как средства массовой информации могут способствовать активной социальной жизни людей «серебряного возраста», шел разговор на круглом столе, который прошел в Совете Федерации под председательством главы Комитета по науке, культуре, образованию и информационной политике СФ РФ Зинаиды Драгункиной.

Движение «антиэйдж», которое более двух десятилетий на государственном уровне поддерживается во многих странах мира, нашло свое первое широкое воплощение в инновационном проекте «50 ПЛЮС. Все плюсы зрелого возраста». Зинаида Драгункина со всей ответственностью подчеркивает социальную
значимость этого важного проекта.

Его поддерживают правительство Москвы, Мосгордума, руководители многих регионов, институты гражданского общества. С возрастом человек теряет вовлеченность в общественные процессы, базовой проблемой становится социальная изолированность пожилых людей. Одним из путей преодоления этого общественного недуга является повышение информационной грамотности старшего поколения. На круглом столе это стало одной из главных тем обсуждения. По данным Пенсионного Фонда РФ, в прошлом году число пожилых людей превысило число молодых и составило около 41 млн. человек. Только от 5 до 10 процентов из них умеют обращаться с компьютерами, смартфонами и пользоваться Интернетом. Что думают по этому поводу власти? Заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Игорь Чернышов заявил, что к 2018 году в России 70 процентов населения должны владеть компьютерами. Так что работа предстоит большая. 

Компьютерная грамотность, конечно, проблема серьезная, но все к ней не сводится. Душе людей зрелого возраста остаются очень близкими печатные издания, газеты и журналы. Председатель оргкомитета проекта «50 ПЛЮС» Мария Салуцкая отметила, что сейчас идет обратный процесс, и чтение газет во всем мире становится все более востребованным. Одной из командных высот, которая взята участниками проекта, стал выпуск в этом году всероссийской газеты, одноименной с названием проекта. Уже вышло два первых номера, получивших одобрительные отзывы. Главным редактором назначен 75-летний писатель Анатолий Салуцкий, который с гордостью назвал себя представителем поколения, которому посвящена газета. Круг тем, которые там должны быть представлены, широк и понятен. Отличительная черта - прогосударственная направленность издания. По словам главного редактора, «антигосударственные вещи в большинстве своем не воспринимаются людьми зрелыми». Конечно, газеты такого размаха, да еще и с увеличенным шрифтом у нас до этого не было. Интересны факты по России, озвученные начальником Управления печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светланой Дзюбинской. В регионах не много, но выходят газеты и журналы для пенсионеров и ветеранов, хотя государство на их поддержку в последние годы выделило более 10 млн. рублей, в целом бюджетное финансирование существенно снижается. Но, несмотря на это, тиражность остается стабильной и даже растет. Ориентированные на старший возраст проекты появляются в других печатных изданиях и пользуются вниманием читателей.

Шел разговор и о том, как называть поколение 50 ПЛЮС, чтобы было точно и корректно. Зинаида Драгункина, в прошлом учитель-словесник, напомнила, что этимология слова «старый» восходит к древнему его значению «крепкий, сильный, мужественный». Но время вспять не повернешь. На западе принято слово «сеньор» от английского senior - старший. Для нас тоже не подходит. Категория людей зрелых по возрасту, естественно, неоднородна. Тех, кто помоложе, можно величать «серебряный возраст», с чем нельзя не согласиться. Предлагается ввести в оборот и понятие «серебряная экономика». Это прежде всего производство товаров и услуг, ориентированное на определенную возрастную категорию. Двадцать лет назад, когда в нашей стране сменилась формация, этим людям было примерно по 40 лет. Сейчас около или чуть больше 60. Кто они? В их руках, как и на Западе, сконцентрированы значительные финансовые ресурсы, это малый и средний бизнес, многие занимают хорошие должностные позиции, увидели мир. Это активный и дисциплинированный электорат. В свое время, как выразился Анатолий Салуцкий, нынешний «серебряный возраст» задержался сесть в поезд цифровой революции. Но быстро свое нагнал. Сейчас уже признан факт, что наблюдается «исход» подростков из Facebook - там слишком много их бабушек и дедушек. Так что не ответить на вызов людей старше 50 лет современное общество не может. Должно остаться в прошлом время, когда их рассматривали как «демографическую нагрузку». Задача СМИ на это адекватно прореагировать. Круглый стол в Совете Федерации законов не принимает, но его рекомендации, подчеркнула Зинаида Драгункина, будут направлены в соответствующие инстанции.

Оригинал материала